История

Начиная с 1917 г. в стране широкое распространение получает среднее и высшее сельскохозяйственное образование, и, как следствие, возникает острая потребность в квалифицированных преподавательских кадрах. В декабре 1925 г. решением коллегии Народного комиссариата земледелия и Главпрофобра Наркомпроса СССР были организованы Высшие педагогические курсы – родоначальник педагогического факультета ТСХА. В краткие сроки были разработаны учебные планы и программы для подготовки преподавателей по агрономии и зоотехнии. В первом учебном плане и программах основное внимание уделялось теоретической и практической педагогической подготовке слушателей, а также методике преподавания специальных учебных предметов в сельскохозяйственных техникумах. Значительное время отводилось изучению педагогических и психологических основ. Преподавание на Высших педагогических курсах велось, в основном, силами профессорско-преподавательского состава академии. И среди преподавателей были такие ведущие ученые как, В.Р. Вильямс, А.Г. Доренко, В.П. Горячкин, В.В. Подарев, А.А. Калантар и другие. К преподаванию дисциплин психолого-педагогического цикла на курсах привлекались педагоги из других вузов Москвы.

 В 1925 году на Высших педагогических курсах МСХА им. К.А. Тимирязева начал свою педагогическую и научно-исследовательскую работу выдающийся деятель педагогического и с/х доктор педагогических наук профессор Каиров Иван Андреевич (1893 – 1978), который долгие годы возглавлял Высшие педагогические курсы. Кафедра педагогики была образована в 1934 г., ее возглавил профессор И.А. Каиров, внесший большой вклад в развитие сельскохозяйственного образования в нашей стране. Иван Андреевич Каиров занимался распространением сельскохозяйственных знаний среди населения молодой советской республики. Много времени и сил он отдает созданию сети высших и средних сельскохозяйственных учебных заведений, пишет пособия по вопросам агропедагогики и методики распространения сельскохозяйственных знаний. Большое внимание он уделял изучению и использованию в практике советской школы творческого наследия отечественных и зарубежных педагогов. Созданная при его непосредственном участии широкая сеть экспериментальных школ стала базой и моделью создания современной агрошколы, дающей необходимые профессиональные знания в области сельского хозяйства. 

После И.А. Каирова кафедрой педагогики в течение 25 лет заведовал профессор Корнелий Агафонович Иванович, выпускник Агропедагогичекого института при ТСХА, действительный член АПН РСФСР. С 1946 по 1967 гг. К.А. Иванович был президентом Академии педагогических наук РСФСР. К.А. Иванович является автором таких крупных трудов, как «Высшая сельскохозяйственная школа в СССР» (1948), «Основа обучения и воспитания в сельскохозяйственных техникумах» (1958), «Сельскохозяйственное образование в СССР» (1958). 

В разные годы кафедру возглавляли: профессор И.А. Каиров (1925 – 1934), профессор К.А. Иванович (1934 – 1946), доцент Д.М. Фиников (1946 – 1955), доцент Е.А. Сосковец (1955 – 1957), доцент А.П. Меляев (1957 – 1970), доцент А.Г. Циклаури (1970 – 1974), профессор А.Д. Угаров (1974 – 1984), профессор В.Г. Лошаков (1988 – 1999), профессор С.Н. Плетцов (1999 – 2002), доктор педагогических наук, профессор В.А. Шабунина (2002 - 2017).

Педагогическая подготовка выпускников факультета достигает такого уровня, что она официально признается равноценной подготовке выпускников педагогических институтов. По совместному решению Минвуза и Госагропрома  СССР, начиная с 1990-91 учебного года, выпускники защищают дипломную работу и сдают Государственный экзамен по педагогике, а вместо удостоверения им вручают диплом государственного образца, подтверждающий получение 2-го высшего педагогического образования по специальности «Профессиональное обучение».

В 1970-1980 гг. значительное место в деятельности педагогического факультета занимали разнообразные курсы и семинары по повышению квалификации преподавателей сельскохозяйственных техникумов, высших учебных заведений и специалистов сельского хозяйства, осуществлялась психолого-педагогическая и методическая подготовка преподавателей средних специальных учебных заведений. С 1990 г. педагогический факультет готовит преподавателей на шести отделениях: агрономическом, отделении овощеводства и плодоводства, защиты растений, бухгалтерском, планирования сельского хозяйства, информатики и вычислительной техники. На дневное отделение факультета принимаются преподаватели сельскохозяйственных техникумов, профессионально-технических училищ, школ управления АПК, имеющие законченное высшее сельскохозяйственное образование. 

С 1997 года с открытием специальности «Профессиональное обучение» основной задачей факультета стала подготовка преподавателей для среднего профессионального звена с/х образования по агрономическим, зооинженерным экономическим дисциплинам. За более чем 80-летнию историю факультет подготовил более 10 тыс.преподавателей.

Сейчас кафедра педагогики и психологии реализует обучение по направлению подготовки: 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» – направленности «Экономика и управление» (бакалавриат), а также 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», программе «Управление педагогическими инновациями» – магистратуры. Кафедра укомплектована высококвалифицированными специалистами – профессорами и доцентами. На кафедре успешно работает аспирантура по психологическим наукам (19.00.01)

Выпускники факультета подготовлены к преподавательской и иным видам педагогической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, а также могут работать  специалистами в отраслях АПК. Концепция сельскохозяйственного образования, заложенная основоположниками аграрной педагогики, находит свое продолжение в современной преподавательской и научно-исследовательской деятельности на гуманитарно-педагогическом факультете. На кафедре педагогики и психологии получила дальнейшее развитие научно-исследовательская работа по проблеме совершенствования учебно-воспитательного процесса в средних с.-х. учебных заведения, проводятся исследования по адаптации учебного заведения к внедрению современных технологий обучения. Результаты широко используются в учебном процессе гуманитарно-педагогического факультета, сельскохозяйственных колледжах России.

В научно-исследовательской работе кафедры активное участие принимают студенты факультета. Значительная часть дипломных работ, выполняемых выпускниками факультета на кафедре педагогики и психологии, связана с тематикой научно-исследовательской работы кафедры. Экспериментальная часть дипломных работ, как правило, выполняется при прохождении педагогической практики в базовых техникумах и колледжах, на кафедрах РГАУ–МСХА имени К.А. Тимирязева и в профильных общеобразовательных школах. Дипломные работы имеют ярко выраженную практическую направленность, результаты исследований находят широкое применение в учебном процессе.