Методическая работа

Весь комплекс методической работы в Институте механики и энергетики имени В.П. Горячкина ориентирован, прежде всего, на повышение качества образовательного процесса, на содействие развитию навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований, органично соединенных с повседневной практикой педагога.

Методическая деятельность преподавателя – это важная составляющая профессионально-педагогической деятельности, способствующая повышению педагогического мастерства обеспечивающая высокие результаты обучения студентов. Данный вид деятельности преподавателя помогает более полно и глубоко исследовать педагогические проблемы, творчески и новаторски выполнить свой профессиональный долг. Методическая деятельность каждого преподавателя направлена на организацию системы самообразования студентов, организацию их учебной и научно-исследовательской работы.

Методическая деятельность направлена на обеспечение учебного процесса необходимой учебной литературой, учебно-методической документацией, учебно-методическими комплексами (УМК) и включает в себя:

  • подготовку к учебным занятиям, включая разработку и обновление заданий для практических и лабораторных занятий, тестовых заданий, контрольных и семестровых заданий, курсовых и дипломных работ, итоговых аттестаций;
  • разработку и переработку рабочих программ учебных дисциплин и учебно-методических комплексов;
  • внедрение в учебный процесс новых форм и методов учебной работы в рамках многоуровнего образования, включая разработку стандартов и учебных планов магистерской подготовки;
  • выбор, освоение, апробацию, корректировку, поэтапное внедрение авторских программ, интегративных курсов и спецкурсов;
  • написание, рецензирование и научное редактирование учебников, учебных пособий, монографий и учебно-методической документации;
  • составление комплектов тестовых заданий;
  • внедрение результатов научно-методических исследований и инновационных методов в учебный процесс.

Основным содержанием методической работы в Институте механики и энергетики имени В.П. Горячкина является координация и контроль методической работы кафедр с целью совершенствования подготовки специалистов по специальностям (направлениям подготовки) Института.

В решении принципиальных вопросов методической работы участвует ученый совет Института механики и энергетики имени В.П. Горячкина, на котором обсуждаются основные методические проблемы, рассматривает подготовленные на факультете учебно-методические документы межкафедрального масштаба и пр.

Методическая работа преподавателя Института механики и энергетики имени В.П. Горячкина является его функциональной обязанностью, включается в индивидуальный план работы и представляет собой один из главных критериев оценки качества деятельности преподавателя. Методическая работа на кафедре направлена на совершенствование преподавания закрепленных за кафедрой дисциплин, оптимизацию и интенсификацию учебного процесса, улучшение его методического обеспечения, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава.

Методическая работа в Институте механики и энергетики имени В.П. Горячкина направлена на:

  • Осуществление общего контроля по реализации Плана издания Университета в области методического и организационного обеспечения учебного процесса:
    • формирование и согласование в установленном порядке с кафедрами, Издательством, ЦНБ;
    • координационная и консультационная работа с профессорско-преподавательским составом, проверка на соответствие нормативным документам (учебный план, рабочая программа дисциплины и др.) заявленных в Плане учебников, пособий, методических указаний и рекомендаций по дисциплинам, рабочих тетрадей;
    • организационная работа по подготовке учебно-методической литературы к изданию;
    • формирование баз данных по выполнению Плана издания.
  • Планирование, организация и координация методической работы:
    • консультационная работа с профессорско-преподавательским составом, проверка на соответствие ФГОС, учебному плану и утвержденному шаблону рабочих программ дисциплин, программ практик, программ НИР, программ ГИА, методических указаний к курсовым, практикам и ВКР;
    • проведение контрольных мероприятий по вопросам методического обеспечения учебного процесса;
    • формирование баз данных о наличии утвержденных рабочих программ дисциплин, программ практик, НИР и пр.;
  • Участие в аккредитации направлений подготовки, института в части методической составляющей.
  • Подготовка локальных актов (приказов, распоряжений и пр.), разработка и согласование нормативных, методических и других документов, регламентирующих образовательный процесс, относящихся к компетенции заместителя директора.
  • Подготовка и представление руководству Института исходных материалов, и документов в установленном порядке, в т.ч. отчетов, статистических данных, справок и др. по вопросам, относящимся к компетенции заместителя директора.
  • Поддержание раздела сайта УМУ по вопросам методической работы.
  • Формирование предложений по совершенствованию организации методической работы в Институте.