Воспитательная работа

Основная задача воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в физическом, интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Воспитательный процесс заключается в преобразовании сознания и поведения студентов, в соответствии с заданными требованиями и нормами общества и образовательного учреждения на основе их сознательного принятия субъектом образовательного процесса, а также в создании условий и возможностей для его самореализации в различных сферах жизни: научной, культурной, общественной, спортивной, технической и другой позитивно направленной деятельности.

Воспитательная работа в Институте механики и энергетики имени В.П. Горячкина направлена на:

  • адаптацию первокурсников и иногородних студентов к изменившимся условиям жизнедеятельности, с целью вхождения в университетскую среду;
  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;
  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
  • формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, способности к труду и жизни в современных условиях;
  • развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
  • укрепление и совершенствование физического состояния, стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению;
  • сохранение и приумножение историко-культурных и научных ценностей университета, преемственности, формирование чувства университетского корпоративизма и солидарности;
  • формирование умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления.

Основными звеньями организации и управления воспитательной деятельностью являются кураторы и координаторы студенческих групп. Именно они, на первых порах координирует действия группы.

Руководство куратора способствует адаптации студентов младших курсов (I-II) к условиям обучения в Институте, включение в учебный процесс, правовому воспитанию, духовно-нравственному и профессиональному становлению личности.

В основе деятельности куратора студенческой группы Института Механики и энергетики имени В.П. Горячкина лежит личностно-ориентированный подход к каждому студенту, взаимодействие со студенческим активом, включенность в дела и проблемы группы.

Реализация воспитательных задач в Институте осуществляется системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы по всем направлениям.

Внеучебное время располагает оптимальными условиями и возможностями для раскрытия творческих способностей, талантов студентов, разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специалисту для неформального общения.

В целях совершенствования основных форм внеучебной воспитательной деятельности в Институте проводятся:

  • различные конференции на интересующие студентов темы, встречи с руководителями предприятий и организаций, депутатами, интересными людьми, деятелями науки и искусства и т.п.;
  • встречи студентов со специалистами по организации здорового образа жизни, борьбы с наркоманией и т.д.;
  • тематические вечера для студентов различных курсов с пропагандой лучших музыкальных произведений, театральных постановок, достижений в области литературы и искусства;
  • встречи с ветеранами университета, оказание им посильной помощи;
  • смотры-конкурсы студенческого творчества (научно-технического и художественного), организация в Центре студенческого творчества и досуга различных творческих студий;
  • активизация деятельности Центра социально-психологической помощи;
  • организация школ студенческого актива, кураторов студенческих групп;
  • регулярный выпуск университетской многотиражной газеты с привлечением для работы в редакции студенческого актива;

Особого внимания заслуживает организация в Институте индивидуальной воспитательной работы профессорско-преподавательского состава со студентами, где в неформальной обстановке обеспечивается возможность оказания студентам помощи в решении проблем их личной жизни, вопросов досуга, быта, семейной жизни и т.п.

Руководство Института Механики и энергетики имени В.П. Горячкина постоянно развивает и совершенствует воспитательную систему, как основной инструмент эффективного воспитательного процесса, с целью формировании из студента конкурентоспособного специалиста, с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью, физическим здоровьем, высокой общей культурой, обладающего способностью уверенно ориентироваться в быстро меняющихся условиях общественной жизни.

Заместитель директора по воспитательной работе исполняет следующие функции:

  1. Непрерывно повышает свои знания и квалификацию, направленность на овладение эффективными формами и методами воспитательной работы со студентами.
  2. Участвует в мониторинге и анализе успеваемости студентов на факультете (институте) и реализации мероприятий по повышению качества образования.
  3. Определяет основные направления воспитательной работы со студентами в соответствии Уставом Университета, Концепцией воспитательной работы, планом работы Университета и факультета.
  4. Планирует воспитательную и внеучебную работу в институте по всем направлениям, согласовывает план работы с директором, заведующими кафедр и студенческим советом института; в конце года составляет отчет о проделанной работе, выносит для обсуждения на Ученый совет Института.
  5. Участвует в разработке и проведении институтских, общеуниверситетских мероприятий (творческих, культурно-массовых, спортивных, познавательных и т.д.) вносит предложения, дополнения и согласовывает план воспитательной работы Университета с планом воспитательной работы в институте.
  6. Информирует студентов и преподавателей института о мероприятиях по внеучебной работе и их результатах.
  7. Оказывает помощь в деятельности студенческого самоуправления.
  8. Организует работу кураторов и помощников кураторов групп, проводит плановые совещания, оказывает помощь в организации и осуществлении их полномочий.
  9. Участвует в контроле деятельности старост академических групп в институте.
  10. Принимает участие в организации социальных вопросов студентов института (назначение материальной помощи, социальной стипендии, распределении мест в общежитии и т.д.).
  11. Устанавливает связи с родителями студентов факультета (проведение собраний, индивидуальные собеседования, приглашение для участия в совместных спортивных, культурно-массовых мероприятиях и т.д.).
  12. Участвует в воспитательной работе со студентами, проживающими в общежитиях.
  13. Изучает и анализирует интересы, поведение и быт студенческой молодежи с целью содействия ее профессиональному, культурному и интеллектуальному развитию, а также повышения эффективности мероприятий воспитательного характера.