ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -

МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА

 

    



Агрономии и биотехнологии
Гуманитарно - педагогический
Зоотехнии и биологии
Почвоведения, агрохимии и экологии
Садоводства и ландшафтной архитектуры
Технологический
Экономики и финансов
Экономический факультет имени А.В. Чаянова
Природообустройства и водопользования
Гидротехнического, агропромышленного и гражданского строительства
Техносферной безопасности, экологии и природопользования
Процессов и машин в агробизнесе
Энергетический
Технического сервиса в АПК
Факультет повышения квалификации
Факультет заочного образования
Факультет очно-заочного образования
Довузовской подготовки
Военная кафедра

КОНТАКТЫ

Адрес: 127550
г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

info@timacad.ru

Личный кабинет студента

Приемная комиссия:
+7 (499) 977-1455
priem@timacad.ru


Схема расположения корпусов:



Корпоративная
почта @rgau-msha.ru:

Логин:


Пароль:





 

Главная / Факультеты / Гуманитарно-педагогический факультет / Кафедра философии

Кафедра философии

 


 

Адрес:         127550, г. Москва,
Телефон:    (499) 976-2217

Заведующий кафедрой - Ромашкин Константин Игоревич, д.филос.н., доцент

Преподаватели кафедры >>>
Учебно-методическая работа >>>
Научно-исследовательская работа >>>  


История кафедры неразрывно связана с историей становления и развития экономического факультета. 6 ноября 1922 года в академии был введен курс теории марксизма-ленинизма и организована новая кафедра – диалектического и исторического материализма, функционирующая под разными названиями все эти годы.


Современное название кафедры было утверждено в 1990 г., когда ее возглавил профессор Г.Ф.Куцев, положивший начало преподаванию в Академии курса общей социологии. В разные годы кафедрой руководили видные ученые, профессора М.Т. Иовчук, Г.С.Васецкий, Е.С.Жариков, Г.В.Незнанов, заслуженный деятель науки РСФСР И.Н.Слободянюк; доценты Г.Ф.Кирьянов, Е.Л.Сасковец; Г.П.Кармышев, В.П.Агафонов, с 1994 г. по 2003 г. — доцент Д.Д.Рачинский. В настоящее время кафедрой заведует доктор философских наук, доцент Ромашкин К.И.

В последние годы, в связи с перестройкой высшей школы, состав кафедры значительно сократился. В настоящее время на кафедре работают доктор философских наук, профессор В.В. Ильин, доктор философских наук, профессор Л.П. Шиповская, доктор философских наук, профессор А.И. Панюков, доктор философских наук, доцент К.И. Ромашкин, кандидат философских наук, доцент А.А. Мамедов, кандидат философских наук, доцент Р.Ю. Аторин, кандидат философских наук, доцент А.Г. Долгих, кандидат философских наук, доцент С.Л. Григорьев, старший преподаватель Д.В. Ефремова, старший преподаватель Л.С. Вайснер, ассистент А.А. Близнюков. При кафедре функционирует аспирантура. Защищен ряд кандидатских и докторских диссертаций по философии.

Кафедра постоянно поддерживает деловые контакты со многими учебными, научными центрами и институтами в стране и за рубежом.

Главным направлением в деятельности кафедры является совершенствование учебно-воспитательного процесса в целях более эффективной подготовки специалистов сельского хозяйства с широким гуманитарным кругозором.

В последние годы в деятельности кафедры усилилась практическая направленность, внедряется интенсивная методика обучения и новые формы самостоятельной работы студентов и аспирантов. Сегодня студенты изучают по Государственным образовательным стандартам 3+ и новым учебным программам базовые дисциплины: философию, социологию, логику, концепции современного естествознания, религиоведение, различные курсы по выбору или спецкурсы: «Философия, аграрные науки и сельскохозяйственная практика», «Современные цивилизации и их взаимодействие», «Русская религиозная философия ХIХ-ХХ вв.», «Этика и психология общения», «Основы философских учений Древнего Востока», «Проблема человека в философии», «История мировых религий» и др. На кафедре имеется учебно-методический кабинет с наглядными пособиями и ТСО, научной и учебной литературой, методическими пособиями и выставками книг и рефератов, в котором проводятся консультации студентов и аспирантов.

Коллектив кафедры проводит большую учебно-методическую и научно-исследовательскую работу.

В последние годы сотрудниками кафедры изданы десятки учебных пособий и монографий по актуальным проблемам современной науки. Среди них: «Философско-социологические проблемы природы, общества, культуры в трудах выдающихся ученых-аграриев России» (К.И. Ромашкин, В.П. Агафонов и др.), «История философии» (А.А.Мамедов), «Философия. Практикум для вузов» (А.А. Мамедов), «Философия для аграриев» (К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов, Д.В. Ефремова), «Логика» (А.А. Мамедов, Л.П. Шиповская, К.И. Ромашкин), «История и философия науки в вопросах и ответах» (Л.П. Шиповская, А.А. Мамедов, К.И. Ромашкин), «Теория познания: Эпистемология» (В.В. Ильин), «Россия в системе мировых цивилизаций» (В.В. Ильин), «Теория познания. Симвология» (В.В. Ильин), Философия: Классический курс лекций для самостоятельной подготовки к экзаменам и поступления в аспирантуру (Л.П. Шиповская, А.А. Мамедов), Социология (А.Б. Оришев, А.А. Мамедов, К.И. Ромашкин), Философия античности и средневековья. Хрестоматия (А.А. Мамедов, К.И. Ромашкин, Л.П. Шиповская) и др.

Кафедрой проводились социологические исследования причин миграции сельского населения, утверждения и развития современного сельского образа жизни, социальных последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проблем совершенствования высшего образования.
Значительное место в деятельности кафедры занимают подготовка научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. В 2015 году К.И. Ромашкин, А.А. Мамедов, Л.П. Шиповская, С.Л. Григорьев, Р.Ю. Аторин, А.Г. Долгих прошли повышение квалификации в МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «История и философия науки». Большое внимание уделяется повышению качества подготовки аспирантов.

Зав. кафедрой К.И. Ромашкин в 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Инженерная деятельность в социокультурном контексте: социально-философский анализ», в 2009 г. - докторскую диссертацию на тему «Онтологические допущения в научной теории: философско-методологический анализ».

Крупнейшие ученые кафедры - профессора В.В. Ильин, В.П. Агафонов, Д.Д. Рачинский включены в издание Энциклопедического словаря «Философы России ХIХ-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды», М., 2002 г. Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 4 октября 2004 г. Агафонову В.П. присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

В настоящее время кафедрой ведется большая работа по подготовке и защите кандидатских и докторских диссертаций аспирантов, соискателей и преподавателей, намеченных на ближайшие годы.

Аннотация учебных дисциплин, читаемых на кафедре философии по стандартам 3+:

Дисциплины для бакалавров:

ФИЛОСОФИЯ. «Философия» является мировоззренческой и методологической дисциплиной. Вырабатывая систему категорий мышления, она служит общенаучным методом познания. На уровне учебного процесса философия выступает в качестве одной из учебных дисциплин. Наряду с другими социально-гуманитарными дисциплинами философия выступает неотъемлемым компонентом гуманитарной составляющей в подготовке современного специалиста, давая целостное понимание природы человека, устройства мира и места человека в нем. Практическая направленность курса философии заключается в том, что во время чтения лекций и ведения семинарских занятий по всем темам и разделам приводятся примеры в области соответствующего направления, а также определяется методологическая база общефилософских проблем для специалиста в данной области.

Целью освоения дисциплины «Философия» является освоение студентами основных понятий философии, знакомство с проблемами познания связей и закономерностей развития окружающего мира, предоставление студентам метода и методологии познания действительности, развитие у них интереса к фундаментальным знаниям, понимания междисциплинарных связей и их значения для выработки мировоззрения современного человека.

Основная задача дисциплины - способствовать у обучающихся студентов выработке целостного взгляда на мир и места человека в нем, системного представления о видах, ступенях и уровнях знания о мире.

СОЦИОЛОГИЯ. «Социология» является методологической и интегративной дисциплиной. Она тесно связана как с естественными, так и с гуманитарными дисциплинами. На уровне учебного процесса социология выступает в качестве одной из учебных дисциплин. Наряду с другими естественными и социально-гуманитарными дисциплинами социология выступает неотъемлемым компонентом естественнонаучной и гуманитарной составляющей в подготовке современного специалиста, давая целостное понимание закономерностей функционирования общества, социальных институтов. Практическая направленность курса социологии заключается в том, что во время чтения лекций и ведения семинарских занятий по всем темам и разделам приводятся примеры в области соответствующего направления, а также определяется методологическая база социологических проблем для специалиста в данной области. 

Целью освоения дисциплины «Социология» является освоение студентами основных понятий социологии, знакомство с проблемами познания связей и закономерностей функционирования общества, предоставление студентам метода и методологии познания социальной действительности, развитие у них интереса к фундаментальным знаниям, понимания междисциплинарных связей и их значения для выработки мировоззрения современного человека.

Основная задача дисциплины - способствовать у обучающихся студентов выработке методологического подхода на общество и общественные процессы, системного представления о законах развития общества, функционировании социальных институтов, подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Дисциплина «Концепции современного естествознания» является мировоззренческой и методологической дисциплиной. Основной замысел дисциплины состоит в передаче студентам элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Курс необходимо включает как элементы истории и философии науки, так и целостное описание природы и человека (как части природы) на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в общекультурном, историческом контексте.

Целью освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» является освоение студентами основных понятий естественных наук, знакомство с проблемами познания связей и закономерностей развития окружающего мира, предоставление студентам метода и методологии познания действительности, развитие у них интереса к фундаментальным знаниям, понимания междисциплинарных связей и их значения для выработки мировоззрения современного человека.

Основная задача дисциплины - способствовать у обучающихся студентов выработке естественнонаучного взгляда на мир и места человека в нем, системного представления о видах, ступенях и уровнях знания о мире.

ЛОГИКА. Логика является мировоззренческой и методологической дисциплиной. Вырабатывая законы и формы мышления, она служит развитию навыков логического мышления, глубокому и адекватному познанию окружающего нас мира. На уровне учебного процесса логика выступает в качестве одной из учебных дисциплин. Наряду с другими социально-гуманитарными дисциплинами логика выступает неотъемлемым компонентом гуманитарной составляющей в подготовке современного специалиста, способствуя повышению культуры мышления, давая целостное понимание закономерностей человеческого познания, умение правильно строить цепочки рассуждений с тем, чтобы решать сложные теоретические и практические задачи, поставленные современной наукой. Практическая направленность курса логики заключается в том, что во время чтения лекций и ведения семинарских занятий по всем темам и разделам приводятся примеры в области соответствующей специальности, а также определяется методологическая база логических проблем для специалиста в данной области. 

Целью освоения дисциплины «Логика» является освоение студентами основ логических знаний, законов и форм мышления, знакомство с проблемами познания связей и закономерностей развития человеческого мышления, знание ими основ аргументации и критики, принципов организации дискурсивного мышления.

Основная задача дисциплины - выработать у обучающихся умение использовать законы и принципы мышления в практической деятельности, усвоение знаний, составляющих содержание правильной аргументации и критики, ведения полемики.

Дисциплины для магистров:

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Дисциплина «История и философия науки» ориентирована на анализ основных методологических, мировоззренческих и аксиологических проблем, возникающих в процессе развития науки, выявление особенностей и тенденций исторического и социокультурного развития науки, уяснение статуса науки в современной культуре, и определение ее роли в решении глобальных проблем, раскрытия структуры научного знания и механизмов его развития. Наряду с другими социально-гуманитарными дисциплинами «История и философия науки» выступает неотъемлемым компонентом гуманитарной составляющей в подготовке магистра, давая целостное понимание исторической динамики научного знания, отражая различные этапы его становления и развития. Практическая направленность курса истории и философии науки заключается в том, что во время чтения лекций и ведения семинарских занятий по всем темам и разделам приводятся примеры в области соответствующего направления, а также определяется методологическая база общефилософских проблем для специалиста в данной области.

Целью освоения дисциплины «История и философия науки» является ознакомление студентов с содержанием основных методов современной науки, принципами формирования научных гипотез и критериями выбора теорий, формирование понимания сущности научного познания и соотношения науки с другими областями культуры, создание философского образа современной науки, подготовка к восприятию материала различных наук для использования в конкретной области исследования.

Основная задача дисциплины – освещение истории науки, общих закономерностей ее возникновения и развития, приобретение будущими магистрами навыков самостоятельного философского анализа содержания научных проблем.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Дисциплина «Философские проблемы естествознания» ориентирована на философский анализ истории естествознания, основных методологических, мировоззренческих проблем развития естественных наук. Наряду с другими социально-гуманитарными дисциплинами «Философские проблемы естествознания» выступает неотъемлемым компонентом гуманитарной составляющей в подготовке магистра, давая целостное понимание исторической динамики естественнонаучного знания, отражая различные этапы его становления и развития. Практическая направленность курса философских проблем естествознания заключается в том, что во время чтения лекций и ведения семинарских занятий по всем темам и разделам приводятся примеры в области соответствующего направления, а также определяется методологическая база общефилософских проблем для специалиста в данной области. 

Целью освоения дисциплины «Философские проблемы естествознания» является выработка представления о взаимосвязи и взаимодействии естественнонаучной и гуманитарной культуры, раскрытие естествознания как неотъемлемого элемента культуры современного общества.

Основная задача дисциплины – выработка у будущих магистров понимания философских оснований естественных наук в контексте современной цивилизации, владение методами эмпирического и теоретического познания, в особенности современными постнеклассическими понятиями и методами.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ. Дисциплина «Философские проблемы биологии и экологии» ориентирована на философский анализ истории биологического и экологического знания, основных методологических, мировоззренческих проблем развития биологии и экологии. Наряду с другими социально-гуманитарными дисциплинами «Философские проблемы биологии и экологии» выступает неотъемлемым компонентом гуманитарной составляющей в подготовке магистра, давая целостное понимание исторической динамики биологического знания, отражая различные этапы его становления и развития. Практическая направленность курса философских проблем биологии и экологии заключается в том, что во время чтения лекций и ведения семинарских занятий по всем темам и разделам приводятся примеры в области соответствующего направления, а также определяется методологическая база общефилософских проблем для специалиста в данной области. 

Целью освоения дисциплины «Философские проблемы биологии и экологии» является раскрытие философских проблем возникновения биологического знания в социокультурном и историческом контексте.

Основная задача дисциплины – формирование у будущих магистров навыков анализа теоретико-познавательных проблем современной биологической картины мира, философских оснований биологии и экологии в контексте современной цивилизации, владение методами эмпирического и теоретического познания, в особенности современными постнеклассическими понятиями и методами.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ. Цель освоения дисциплины: освоение общих закономерностей и конкретного многообразия форм функционирования науки и техники в истории человеческой культуры и в системе философского знания, понимание специфики взаимосвязи и взаимодействия с естественными, социогуманитарными и техническими науками. Главным в достижении этой цели является освоение проблемного поля научного знания на «стыке» философии и конкретно-научных и технических дисциплин.

Основная задача дисциплины - способствовать у обучающихся студентов выработке научно-технического взгляда на мир, усвоению ими знаний философских проблем науки и техники, развитию культуры философского и научного исследования, ответственности за профессиональную и научную деятельность перед окружающей средой обитания человеческого общества.

Краткое содержание дисциплины: Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Возникновение и основные стадии исторической эволюции науки. Специфика научного познания. Уровни научного познания. Структура эмпирического знания. Структура теоретического знания. Методы научного познания и их классификация. Научная картина мира и ее исторические формы. Глобальные научные революции и смена типов рациональности.

Предмет и функции философии техники. Соотношение философии науки и философии техники. Проблема смысла и сущности техники. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Специфика предметно-преобразовательной, технической и инженерной деятельности. Технический оптимизм и технический пессимизм. Природа и техника, «естественное» и «искусственное». Ступени рационального обобщения в технике. Специфика и структура технических наук. Специфика философского осмысления техники и технических наук. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Критерии и понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития. Научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса. Возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполных знаний.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК. Краткое содержание: Курс «Философия технических наук» знакомит с актуальными проблемами научно-технического развития современного общества. В систематической форме дается представление об устройстве и основных тенденциях развития науки. Демонстрируется взаимосвязь науки с другими сферами человеческой деятельности, особенности взаимопроникновения современной науки и техники. Проводится последовательный анализ проблем научно-технического развития современного общества. Изучение дисциплины «Философия технических наук» направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога. Изучение дисциплины «Философия технических наук», безусловно, способствует лучшему пониманию магистрами процессов в научно-техническом познании, роль научно-технического фактора в обществе, культуре, глобальном переустройстве мира. 3накомство с данной дисциплиной позволит магистрам осмыслить развитие научно-технической и философской мысли, познакомиться со взглядами крупнейших философов и специалистов в области философии науки и техники как в России, так и за рубежом, овладеть основами философии науки, получить представление об основах социальной философии и антропологии техники.

Требования к освоению дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

  • знать предмет и основные термины философии науки и техники;
  • уметь формулировать цели и задачи исследования в области технических наук;
  • владеть навыками оценки результатов научно-исследовательской деятельности в сфере технических наук.

 

 


 
          
 
    
 

 

 

 

 

 

 

 

© РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2013

127550 г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

info@timacad.ru