ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -

МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА

 

  

    



Агрономии и биотехнологии
Гуманитарно - педагогический
Зоотехнии и биологии
Почвоведения, агрохимии и экологии
Садоводства и ландшафтной архитектуры
Технологический
Экономики и финансов
Экономический факультет имени А.В. Чаянова
Природообустройства и водопользования
Гидротехнического, агропромышленного и гражданского строительства
Техносферной безопасности, экологии и природопользования
Процессов и машин в агробизнесе
Энергетический
Технического сервиса в АПК
Факультет повышения квалификации
Факультет заочного образования
Факультет очно-заочного образования
Довузовской подготовки
Военная кафедра

КОНТАКТЫ

Адрес: 127550
г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

info@timacad.ru

Личный кабинет студента

Приемная комиссия:
+7 (499) 977-1455
priem@timacad.ru


Схема расположения корпусов:



Корпоративная
почта @rgau-msha.ru:

Логин:


Пароль:





 

Главная / Факультеты / Гуманитарно-педагогический факультет / Кафедра педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии

 

 

Адрес:127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49, корпус № 12
Телефон
8 (499) 977-64-66  

Заведующий кафедрой  Валентина Аркадьевна Шабунина, д.пед.н., профессор

Преподаватели кафедры >>>
Учебно-методическая и научно-исследовательская работа >>>

В декабре 2015 г. исполнилось 90 лет гуманитарно-педагогическому факультету.

Начиная с 1917 г. в стране широкое распространение получает среднее и высшее сельскохозяйственное образование, и, как следствие, возникает острая потребность в квалифицированных преподавательских кадрах. В декабре 1925 г. решением коллегии Народного комиссариата земледелия и Главпрофобра Наркомпроса СССР были организованы Высшие педагогические курсы – родоначальник педагогического факультета ТСХА. В краткие сроки были разработаны учебные планы и программы для подготовки преподавателей по агрономии и зоотехнии. В первом учебном плане и программах основное внимание уделялось теоретической и практической педагогической подготовке слушателей, а также методике преподавания специальных учебных предметов в сельскохозяйственных техникумах. Значительное время отводилось изучению педагогических и психологических основ. Слушателям Высших педагогических курсов давалось много времени для самостоятельной работы над педагогической литературой и для изучения учебно-воспитательной работы в техникумах.

В 1929 г. на базе Высших педагогических курсов был организован Агропедагогический институт, который в 1934 г. был реорганизован в агропедагогическое отделение МСХА им. К.А. Тимирязева. В связи с этим остро встала проблема создания новых учебных планов, учебников и учебных пособий. В развитии научных исследований, методики преподавания, в разработке учебных пособий и дисциплин в первые же годы проявили себя молодые ученые и педагоги агропедагогического отделения, ставшие достойными представителями науки и высшей педагогической школы. 

В 1950 г. на базе агропедагогического отделения создается агропедагогический факультет. Успехи в организации научно-методической работы факультета и учебы студентов в значительной мере привнесены заведующими И.А. Каировым, К.А. Ивановичем, Д.М. Финиковым. 

Кафедра педагогики была образована в 1934 г., ее возглавил профессор И.А. Каиров, внесший большой вклад в развитие сельскохозяйственного образования в нашей стране. Иван Андреевич Каиров занимался распространением сельскохозяйственных знаний среди населения молодой советской республики. Много времени и сил он отдает созданию сети высших и средних сельскохозяйственных учебных заведений, пишет пособия по вопросам агропедагогики и методики распространения сельскохозяйственных знаний. Большое внимание он уделял изучению и использованию в практике советской школы творческого наследия отечественных и зарубежных педагогов. Созданная при его непосредственном участии широкая сеть экспериментальных школ стала базой и моделью создания современной агрошколы, дающей необходимые профессиональные знания в области сельского хозяйства. 

После И.А. Каирова кафедрой педагогики в течение 25 лет заведовал профессор Корнелий Агафонович Иванович, выпускник Агропедагогичекого института при ТСХА, действительный член АПН РСФСР. С 1946 по 1967 гг. К.А. Иванович был президентом Академии педагогических наук РСФСР. К.А. Иванович является автором таких крупных трудов, как «Высшая сельскохозяйственная школа в СССР» (1948), «Основа обучения и воспитания в сельскохозяйственных техникумах» (1958), «Сельскохозяйственное образование в СССР» (1958). 

На базе Тимирязевской академии с 1911 по 1930 гг. велись курсы по подготовке специалистов, которые преподавали такие видные ученые, как А.Г. Дояренко, В.Р. Вильямс, В.П. Горячкин, В.В. Подарев, А.А. Калантар. Все эти и многие другие славные представители отечественных школ закладывали общие принципы земледельческой и агропедагогической науки. Всем им были присущи широкая эрудиция, глубина знаний, преданность науке и отечественной культуре. 

Соединение науки и образования шло через исследовательскую работу студенчества в кружках, при выполнении научно-методических работ, участии в научных конференциях. Основой активизации мышления было соединение потребности и интереса. Обучение тесно переплеталось с практическими задачами, выдвигаемых сельскохозяйственным производством. 

В течение 1934-1950 гг. на агропедагогическом отделении было подготовлено 1200 преподавателей для сельскохозяйственных техникумов, школ и училищ. Кроме подготовки преподавателей по агрономическим дисциплинам на агропедагогическом отделении было организовано обучение по специальности "Экономика и организация социалистических сельскохозяйственных предприятий", а в дальнейшем по специальности «Бухгалтерский учет в колхозах и совхозах». 

За послевоенный период на курсах повышения квалификации при педагогическом факультете прошли обучение 8256 преподавателей (в том числе за 1956-1966 гг. – 2327 человек), из них – 7138 преподавателей сельскохозяйственных техникумов, 1118 преподавателей сельскохозяйственных вузов страны (за 1956-1966 гг.). 

В 1970-1980 гг. значительное место в деятельности педагогического факультета занимали разнообразные курсы и семинары по повышению квалификации преподавателей сельскохозяйственных техникумов, высших учебных заведений и специалистов сельского хозяйства, осуществлялась психолого-педагогическая и методическая подготовка преподавателей средних специальных учебных заведений. 
С 1990 г. педагогический факультет готовит преподавателей на шести отделениях: агрономическом, отделении овощеводства и плодоводства, защиты растений, бухгалтерском, планирования сельского хозяйства, информатики и вычислительной техники. На дневное отделение факультета принимаются преподаватели сельскохозяйственных техникумов, профессионально-технических училищ, школ управления АПК, имеющие законченное высшее сельскохозяйственное образование. 

С 1997 г. с открытием специальности «Профессиональное обучение» основной задачей факультета стала подготовка преподавателей для средних специальных учебных заведений по трем направлениям: «Экономика и управление», «Агрономия», «Зоотехния». 
В настоящее время кафедра готовит преподавателей для средних специальных учебных заведений, колледжей по профилю «Экономика и управление». Высококвалифицированные преподаватели факультета владеют опытом комплексной реализации психолого-педагогического, экономического, агрономического и зооинженерного направлений. Выпускники факультета подготовлены к преподавательской и иным видам педагогической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, а также могут работать специалистами в отраслях АПК. 

Концепция сельскохозяйственного образования, заложенная основоположниками аграрной педагогики, находит свое продолжение в современной преподавательской и научно-исследовательской деятельности на гуманитарно-педагогическом факультете. На кафедре педагогики и психологии получила дальнейшее развитие научно-исследовательская работа по проблеме совершенствования учебно-воспитательного процесса в средних с.-х. учебных заведения, проводятся исследования по адаптации учебного заведения к внедрению современных технологий обучения. Результаты широко используются в учебном процессе гуманитарно-педагогического факультета, сельскохозяйственных колледжах России. В научно-исследовательской работе кафедры активное участие принимают студенты факультета. Значительная часть дипломных работ, выполняемых выпускниками факультета на кафедре педагогики и психологии, связана с тематикой научно-исследовательской работы кафедры. Экспериментальная часть дипломных работ, как правило, выполняется при прохождении педагогической практики в базовых техникумах и колледжах, на кафедрах РГАУ–МСХА им. К.А. Тимирязева и в профильных общеобразовательных школах. Дипломные работы имеют ярко выраженную практическую направленность, результаты исследований находят широкое применение в учебном процессе. 

Преподаватели факультета продолжают традиции, заложенные основателями агропедагогики, по изучению и распространению передового педагогического опыта, принимают активное участие в международных проектах. 

В 1992-1997 гг. на факультете были осуществлены международные научные проекты АГРОТИЧ (исполнители – И.Н. Осокина, И.П. Готовцева) и ИНТАС – «Новые подходы к составлению и совершенствованию учебных планов при подготовке преподавателей для сельскохозяйственных учебных заведений в России». Зарубежными партнерами проекта явились аграрные университеты Голландии и Германии. Осуществление данного проекта стало возможным благодаря накопленному на факультете за годы его существования богатейшему опыту в области профессиональной педагогики. Успешной реализации проекта также способствовала опора на дидактические принципы, разработанные основоположниками аграрной педагогики. 

Целью совместного исследовательского проекта явилось улучшение качества подготовки преподавателей для аграрных учебных заведений путем введения инноваций в учебные планы, призванных обеспечить более эффективное, адекватное и гибкое обучение, соответствующее быстро меняющемуся рынку труда в сельском хозяйстве России. 

Основными задачами исследования явились: разработка концепции совершенствования подготовки педагогических кадров; определение принципов построения учебных планов и разработка гибкого и достаточно устойчивого учебного плана на основе блочно-модульного подхода; построение содержания обучения на основе модульного подхода с целью обеспечения его гибкого изменения; формирование новых учебных дисциплин, интегрированных из разных предметов; обеспечение индивидуализации обучения и педагогического воздействия; осуществление дидактического синтеза активных методов и форм обучения, обеспечивающих познавательную деятельность и самостоятельность обучаемых; создание условий для максимальной реализации творческого потенциала преподавателей и студентов. 

Работа осуществлялась в следующих направлениях: разработка требований к уровню профессионально-педагогической подготовки преподавателя в современных быстро меняющихся условиях; совершенствование учебного плана на основе блочно-модульного подхода; разработка обучающих модулей и организация модульного обучения на факультете; совершенствование экологической подготовки преподавателя путем внедрения нового учебного плана и разработки содержания экологического образования. В осуществлении проекта принимали активное участие преподаватели педагогического факультета. Научные основы и подходы к реализации проекта были заложены профессором В.Г. Лошаковым, доцентами И.Н. Осокиной, И.П. Готовцевой, В.А. Шабуниной, Ю.И. Копенкиным, Н.В. Башмаковым, Е.Л. Матвеенко. 

Исследования, проведенные на гуманитарно-педагогическом факультете МСХА, позволили разработать целый ряд принципиально новых положений по концепции аграрно-педагогического образования, по требованиям, предъявляемым к преподавателю средних специальных учебных заведений, по новым технологиям обучения (модульное обучение, рейтинговая система оценивания знаний и умений, система активных методов и форм обучения и др.). 

Разработан и внедрен в учебный процесс экспериментальный учебный план, при построении которого были реализованы принципы демократизации, гуманизации и индивидуализации обучения. На основе интеграции учебных предметов разработаны и внедрены в учебный процесс обучающие модули (организация модульного обучения), был создан и внедрен в учебный процесс новый учебный предмет «Теория и практика модульного обучения». Разработано содержание интегрированных учебных дисциплин психолого-педагогического профиля и система методов обучения и контроля, позволяющая повысить самостоятельность и творческую активность студентов. Разработаны учебные программы по методике преподавания экологии. 

Совместно с учебно-методическим центром по среднему профессиональному образованию было проведено обучение преподавателей Яхромского совхоза-колледжа основам модульного обучения. На основе полученных знаний ими были разработаны и внедрены в учебный процесс обучающие модули (образовательные программы по подготовке фермеров). 

Результаты, полученные в ходе выполнения проекта, позволили коллективу гуманитарно-педагогического факультета творчески подойти к построению структуры и содержания учебного плана в соответствии с государственным образовательным стандартом поколения 3+.: активно использовать разнообразные методы и формы обучения, внедрять в учебный процесс элементы модульного обучения, оказывать высококвалифицированную поддержку студентам при написании ими дипломных работ по актуальным вопросам профессионального образования. 

Разработанные основоположниками аграрной педагогики принципы профессионального обучения получили свое дальнейшее развитие при проведении на гуманитарно-педагогическом факультете научно-исследовательской работы, посвященной проблеме совершенствования теоретического и практического обучения в средних сельскохозяйственных учебных заведениях. Базой проведения исследований явился Яхромский совхоз-колледж, расположенный в Московской области. Цели исследования – повышение эффективности учебного процесса путем разработки содержания обучения и внедрения системы активных методов и форм обучения; повышение эффективности практической подготовки через совершенствование опытнической работы студентов. 

В результате исследований были разработаны и реализованы научные подходы к отбору содержания обучения на основе структурирования учебного материала, а также разработана и внедрена в учебный процесс целостная система активных методов и форм обучения, которая позволила значительно повысить профессиональный интерес у студентов и способствовала более эффективному освоению ими профессиональных умений и навыков. 

Были разработаны содержание и методы проведения опытнической работы студентов, организована исследовательская студенческая работа в тепличном хозяйстве совхоза-колледжа, что способствовало успешному освоению студентами колледжа элементов исследовательской деятельности и профессиональных умений и навыков. 
Результаты опытнической работы студентов были представлены на Всероссийском смотре-конкурсе аграрных колледжей, посвященном исследовательской и опытнической работе студентов, и получили высокую оценку. 

Исследования, проводимые в настоящее время на гуманитарно-педагогическом факультете, посвящены актуальным вопросам профессиональной педагогики и продолжают научные традиции, заложенные выдающимися учеными, работавшими на педагогическом факультете.

С 2016-2017 учебного года кафедра педагогики и психологии готовит магистров по программе «Управление педагогическими инновациями» направления  44.04.04 «Образование и педагогические науки».
 


 
          
 
    
 

 

 

 

 

 

 

 

© РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2013

127550 г. Москва, ул. Тимирязевская, 49

info@timacad.ru