Впервые парламентские слушания прошли в главном аграрном вузе страны

Они были посвящены ключевым факторам развития аграрного образования и касались актуальных проблем подготовки кадров.

11 Ноябрь / 2017

В парламентских слушаниях приняли участие статс-секретарь – заместитель министра сельского хозяйства России Иван Лебедев, первый заместитель министра образования и науки РФ Валентина Переверзева, вице-президент Российской академии наук Ирина Донник, заместитель руководителя Рособрнадзора Наталья Наумова, ректоры аграрных вузов, представители отраслевых организаций и экспертного сообщества.

Рабочую атмосферу  парламентских слушаний неожиданно нарушила Наталья Наумова.  Она объявила о том, что подписан приказ на выдачу новой лицензии  Тимирязевской академии. Ее Галине Золиной вручила Валентина Переверзева. Теперь Тимирязевка имеет право вести образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования: «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» и «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». Обе программы готовят к профессиям, которые вошли в соответствии с приказом Минтруда России в ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.

Это радостное событие — свидетельство новых подходов в аграрном образовании. Тимирязевка теперь сама будет готовить для себя абитуриентов. Как сообщила Галина Золина, в планах вуза — подготовка кадров по программам средне-профессионального образования  и открытие собственной гимназии. Идею раннего профориентирования поддержала Наталья Наумова. Она отметила, что нужно как можно больше создавать различных программ по работе с одаренными детьми, и выстраивать цепочку  непрерывного аграрного образования, начиная с агроклассов и заканчивая аспирантурой.

Основную тему слушаний озвучил Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин. Он сказал, что главный аграрный вуз страны не случайно выбран местом проведения слушаний.

—  Аграрная экономика нуждается в специалистах, чья эффективность и результативность напрямую зависят от их интеллектуального потенциала и способностей применения своих знаний на практике, — отметил он.

Определяя ключевые проблемы парламентских слушаний, сенатор подчеркнул, что сегодня требуется не только сохранение аграрного образования и науки в надлежащем виде, но и многократное увеличение государственной, административной, финансовой поддержки этих направлений.  

— Необходимо поменять отношение государственных органов к системе аграрного образования, обеспечить финансовую поддержку сельскохозяйственным вузам и вывести их на один уровень с вузами Министерства образования, — отметил он.

Иван Лебедев в свою очередь отметил, что Минсельхозом России ведется системная и комплексная работа в рамках реализации Стратегии развития аграрного образования до 2030 года, которая расширит возможности для финансирования учебной и научно-лабораторной базы аграрных вузов, а также позволит приобретать современную сельхозтехнику, необходимую для отработки обучающимися полученных знаний на практике.

Иван Лебедев указал на необходимость применять новые комплексные подходы в образовании, реализуя систему отраслевых образовательных кластеров на площадках вузов.

— Наши вузы должны стать центрами разработки и реализации различных инновационных решений и управления производством, — сказал Иван Лебедев.

Валентина Переверзева отметила, что теперь у вузов, которые  вслед за школами перешли на  нормативно-подушевое финансированию, такие возможности появились.  Введение НПФ, по ее мнению, способствует созданию конкурентной среды образовательных учреждений, где основным преимуществом становится качество образования. Валентина Переверзева рассказала о работе, которая ведется по совершенствованию механизма нормативно-душевого финансирования с учетом особенностей реализации программ по отдельным направлениям. Она предложила вузам Минсельхоза включиться в деятельность рабочих групп, созданных при Минобрнауке, по корректировке действующих инструментов управления финансово-хозяйственной деятельностью, внесению изменений в нормативно-правовые акты и подготовке методических рекомендаций.

Одним из источников дохода для вузов является грантовая деятельность, которая открывает большие возможности для внедрения в образовательный процесс новейших технологий. Но, несмотря на высокий научный потенциал, — как заметила Галина Золина, — ученые аграрных вузов не всегда могут участвовать в таких конкурсах. Причины кроются в отсутствии достаточного количества конкурсов по сельскохозяйственной тематике, анализа проектов, несовершенстве требований.

Галина Золина также остановилась на проблемах, тормозящих процессы интеграции образования, науки и бизнеса. Условия подготовки кадров давно не соответствуют требованиям работодателей.

 — В результате бизнес научился обходиться без нас, — отметила она. — Поэтому наша задача — готовить не просто специалистов, а таких, которые способны отвечать на вызовы современности и предлагать инновационные решения.

Эта идея горячо была подхвачена работодателями. Сегодня отрасли нужны универсальные специалисты, которые бы разбирались во всей цепочке производственных процессов: от поля до прилавка.

— Чтобы не только семечку бросил, — поделился своими мыслями первый заместитель председателя Агропромышленного союза России Александр Бабурин, — но и знал, как и какую прибыль получит.

Другая сторона медали заключается в том, что не все выпускники идут работать в аграрный сектор, и на то есть множество причин: отсутствие жилья, инфраструктуры. Поэтому, как считает Михаил Щетинин, необходимо заинтересовать выпускников аграрных вузов. Например, ввести в практику работы субъектов Федерации опыт Московской области по социальной ипотеке для молодых и одаренных ученых, врачей и учителей, распространив это порядок и на молодых специалистов сельского хозяйства. Михаил Щетинин также отметил, что давно уже назрела необходимость законодательно оформить апробированные формы целевого набора будущих специалистов из сельской местности, предусматривая для них преференции и закрепления их за конкретными хозяйствами.

Все участники парламентских слушаний подчеркивали, что сельское хозяйство России сегодня – это динамично развивающая отрасль, что было продемонстрировано на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень», Молочном форуме, выставке «Россия, устремленная в будущее». Вклад АПК в экономику России практически сопоставим с нефтегазовой отраслью и военно-промышленным комплексом. Все это сказывается на нехватке специалистов. По мнению Галины Золиной, чтобы утолить кадровый голод  в сельском хозяйстве, необходимо создавать Центры по оказанию консультационных услуг для сельхозтоваропроизводителей. Например, для начинающих фермеров по правовым вопросам, по составлению бизнес-плана, бухгалтерских услуг, информационному сопровождению деятельности предприятий. 

— Должны быть выстроены все элементы этой системы, в т.ч. создана платформа открытого образования с формированием электронных библиотечных ресурсов, включая видео. Тимирязевка должна играть ключевую роль совместно с ведущими аграрными вузами страны и Минсельхозом в распространении знаний в агросфере, — отметила она.

В ходе обсуждения основных факторов развития аграрного образования развернулась дискуссия по вопросам использования в подготовке кадров производственной базы учебно-опытных хозяйств, которые в настоящее время включены в перечень организаций, подлежащих акционированию. В ней приняли участие во время прямого включения ректор Воронежского ГАУ Николай Бухтояров и первый проректор Кубанского ГАУ Сергей Резниченко

По итогам слушаний были приняты рекомендации, направленные на совершенствование законодательной базы Российской Федерации в области подготовки кадрового обеспечения АПК.

Пресс-служба университета