Научно-исследовательская и проектно-учебная лаборатория транспортных средств сельскохозяйственного назначения

Дзоценидзе Тенгизи Джемалиевич, д.т.н., профессор


Заведующий лабораторией

127550, г. Москва, Лиственничная аллея, д. 16а, корп. 3, ауд. 7

(499) 977-68-18

Научно-исследовательская и проектно-учебная лаборатория транспортных средств сельскохозяйственного назначения РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева образована в апреле 2011 года в МГАУ им. В.П. Горячкина. Возглавляет лабораторию д.т.н., профессор Дзоценидзе Тенгиз Джемалиевич, Почетный машиностроитель, Почетный работник науки и техники Российской Федерации .

Лаборатория участвует в создании научно-технического задела, ведет разработку новых концептуальных решений в деле применения транспортно-технологических комплексов в АПК, транспортных средств сельскохозяйственного назначения и агрегатов к ним, обосновывает компоновочные и конструктивные решения,  ведет постройку макетных образцов  в качестве иллюстраторов результатов научных изысканий В работе Лаборатории участвуют студенты, магистранты и  аспирантыуниверситета, совмещая указанные работы с процессом обучения.

Компетенции Лаборатории лежат в области:

  1. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью активного содействия инновационной и высокотехнологической модернизации транспортных и транспортно-технологических процессов в АПК для выхода на требуемые показатели их эффективности с учетом экологии земледелия.
  2. Участие в разработке требований к транспортным и транспортно-технологическим средствам для АПК, разработке и освоению производства семейства грузовых автомобилей сельскохозяйственного назначения нового поколения, другой техники, соответствующих перспективным требованиям.
  3. Проведение НИР по тематике развития АПК.
  4. Создание макетных образцов транспортных средств и агрегатов к ним.
  5. Осуществление постоянной связи с научно-исследовательскими и учебными учреждениями, предприятиями автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения, смежными предприятиями и ведомствами по профилю своей деятельности.

Лаборатория функционирует по принципу проектного управления и практикует привлечение студенческой молодежи для участия в реализуемых проектах с целью их обучения и освоения ими навыков проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

На сегодняшний день в лаборатории  работает Доктор технических наук, профессор Т.Д. Дзоценидзе.

C 2010 по 2014 гг. были разработаны и созданы семь единиц техники, четыре из которых дошли до конвейеров серийных заводов. Разработки неоднократно отмечались золотыми медалями и дипломами выставок. По тематике проводимых в Лаборатории исследований за этот период были защищены 7 кандидатских диссертаций.

В 2010 г. был создан ходовой макетный образец грузового автомобиля сельскохозяйственного назначения с колесной формулой 4х4 УРАЛ-432091, который с ноября 2012 г. собирался на главной конвейере ОАО «АЗ «Урал» под обозначением УРАЛ-432065.

В 2011 г. было разработано семейство грузовых автомобилей сельскохозяйственного назначения ГАЗ Ермак. Согласно заявлению Президента Группы ГАЗ Сорокина В.Н. эти образцы послужили прототипом серийной продукции Соболь Next, Садко Next и Газон Next.

В 2012 г. был выполнен Государственный контракт по разработке и созданию сменных технологических надстроек для автомобильного шасси УРАЛ-432065. Были построены два образца, которые находятся в университете на ответственном хранении и с ними можно ознакомиться в любой момент.

В 2013 г. в инициативном порядке с привлечением средств частных инвесторов был разработан и создан ходовой макетный образец трехосного грузопассажирского автомобиля с колесной формулой 6х6 под условным названием «Бурка». Автомобиль предназначен для решения социальных проблем в сельской местности, в том числе, в горных районах страны.

В 2014 г. была разработана и доложена в Минсельхозе РФ тематика НИР по содействию выполнения Государственных программ и ФЦП в сфере развития АПК страны.

В конце апреля 2015 года одна из НИР, проводимых в Лаборатории - Проект "Вожак" была представлена публике в виде статьи в "Известиях".

Выступило телевидение (приложение - видеоролики), откликнулись другие средства массовой информации.  Проект содержит три базовых образца на общей агрегатной платформе: условно - кроссовер, утилитарный джип для села и развозной автомобиль широкого применения (приложение 1).

Отклики были разного характера: отозвались глобальные производители, заявив, что они тоже собираются работать в этом сегменте. В университет пришли заявки на покупку автомобилей, некоторые граждане страны направили резюме и попросились на участие в проекте. Публицисты тоже выступили, например, Андрей Фефелов и др.

Сегодня в Лаборатории ведётся работа над научно-техническим заделом по тематике "Создание ГМП к отечественным дизелям серийного производства для тракторов и автомобилей". Этот проект подразумевает создание и организацию серийного производства отечественных ГМП трёх основных типоразмеров, унифицированных между собой. Приняты основные концептуальные решения, определены конструктивные и технологические параметры. Кроме того, ведется работа для обеспечения в будущем быстрого запуска изделия в серийное производство.

Был переработан Проект "Бурка": семейство машин на отечественной агрегатной базе для устойчивого развития сельских территорий. На сегодняшний день имеются результаты исследований, соответствующих этапу бенчмаркинга, оценки объемов рынка, ценовых ниш, основных групп потребителей и т.д. Этап ОКР может быть запущен достаточно быстро с изготовлением и показом ходового макетного образца на профильных сельскохозяйственных выставках.