Часть XVI. Работа в госпитале

Главный аграрный для главной Победы! Продолжаем рассказ о жизни тимирязевцев в годы Великой Отечественной войны.

22 Апрель / 2025

В госпиталь бойцы поступали в разном состоянии. Многие были в лохмотьях, без рук, ног, глаз, носа и челюсти, с тяжелыми ранениями и отморожениями; чесоткой, вшами, туляремией, газовой гангреной. Моральная поддержка, которую получали раненые в эвакогоспитале № 2386, была не менее важна, чем физическая помощь. В условиях войны, когда многие солдаты испытывали страх, тревогу и депрессию, внимание и забота со стороны медицинского персонала играли решающую роль в их восстановлении. Медсестры и врачи не только лечили физические раны, но и оказывали психологическую поддержку, общаясь с пациентами, выслушивая их истории и помогая справиться с эмоциональными травмами. Это создавало атмосферу доверия и надежды, что способствовало более быстрому выздоровлению и возвращению раненых в строй. Моральная поддержка стала важным аспектом работы госпиталя, и многие раненые вспоминали о ней с благодарностью.

Работа в эвакогоспитале № 2386 была наполнена напряжением и вызовами, с которыми сталкивались медсестры и врачи каждый день. Эти люди, часто работая в условиях нехватки ресурсов и постоянного потока раненых, проявляли невероятную самоотверженность и мужество. Медсестры занимались не только уходом за пациентами, но и выполняли множество других задач: от подготовки инструментов для операций до помощи в организации работы госпиталя. Врачи, в свою очередь, проводили сложные операции, часто под давлением времени, когда каждая минута могла иметь решающее значение для жизни раненого. Их труд был не только физически, но и эмоционально тяжелым, так как они сталкивались с горем и страданиями, но продолжали работать, понимая важность своей миссии.

Руководство академии оказывало систематическую шефскую помощь госпиталю. Ответственной за эту помощь была назначена Эмма Львовна Алайнис. Приказом от 5 июля 1941 г. были освобождены от работы и направлены в распоряжение госпиталя 32 тимирязевца. Сотрудники Тимирязевской академии, включая студентов и преподавателей, активно участвовали в работе эвакогоспиталя № 2386. В условиях войны, когда медицинский персонал был перегружен, помощь со стороны академии стала неоценимой. Студенты были привлечены к уходу за ранеными, что включало в себя выполнение различных обязанностей: от помощи в перевязке ран до оказания психологической поддержки.

Тимирязевская академия не ограничивалась только медицинской помощью. В условиях войны она также оказала поддержку в виде ремонта военной техники и производства необходимых материалов. Преподаватели и студенты, обладая техническими навыками, участвовали в ремонте автомобилей и другого оборудования, что было критически важно для обеспечения мобильности и эффективности работы эвакогоспиталя. Кроме того, академия организовала производство медицинских принадлежностей, таких как перевязочные материалы и инструменты, что позволяло сократить зависимость от внешних поставок и обеспечить госпиталь всем необходимым.

Заведующий кафедрой переработки и хранения сельскохозяйственной продукции А.Ф. Вертоградский весь учебный материал (соленья, консервы, соки) отдавал в госпиталь. На Овощной станции сотрудниками академии было организовано выращивание овощей для раненых госпиталя. Под руководством директора станции Евгении Васильевны Муратовой здесь в больших количествах выращивали лук, огурцы, корнеплоды. Агроном С.П. Лебедева выращивала в академии проверенным ею способом дыни, тыквы, которые также шли на пополнение в меню в госпиталь. На кафедре переработки плодов старший препаратор А.Ф. Носова и ассистентка В.Г. Ширканова организовали изготовление витаминного экстракта из хвои для больных, что спасло тысячи жизней. Дети поставляли хвою в лабораторию, и они же уговаривали раненых принимать этот полезный витаминный, но горький напиток. Готовых витаминов тогда не было. По заключению врачей, раненые быстрее поправлялись. Плодовая опытная станция в свою очередь снабжала госпиталь фруктами и цветами. Это сотрудничество стало примером того, как научные и образовательные учреждения могут вносить вклад в общее дело в условиях войны.

При академии работала и школа медицинских сестер. В ней занимались девушки-студентки. Они сочетали занятия в вузе и в этой школе. Многие из тех медсестер работали в госпитале. Несмотря на то, что в разных корпусах находились люди, различные по возрасту и образованию, помощь и уход все получали одинаковый. Отношение к раненым было очень хорошее, сестры милосердия сутками дежурили около больных. Женщины не только лечили, выхаживали их, но и поддерживали моральное состояние раненых, укрепляли их стойкость. Во время авианалетов больных приходилось спасать от бомбежек. Молодые сотрудницы тушили горящие бомбы, так называемые «зажигалки», которые падали на крыши зданий.

По материалам Монографии «Тимирязевская академия в годы Великой Отечественной войны».

Авторы: Ректор РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, академик РАН, профессор В.И. Трухачев,

Председатель Совета ветеранов РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, доктор экономических наук, профессор Ю.И. Агирбов,

Заведующий кафедрой истории РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева, доктор исторических наук, доцент А.Б. Оришев.