Главный аграрный для главной Победы! Продолжаем рассказ о жизни тимирязевцев в годы Великой Отечественной войны.
05 Сентябрь / 2025В военное время в самой академии произошли существенные изменения. Прекратила существование военная кафедра, закрылась Всесоюзная академия соцземледелия. Хотя эта академия числилась как самостоятельное учреждение, но, по существу, порожденная Московской сельскохозяйственной академией, была ее частью. На экономическом факультете на весь период войны прекратили работу кафедры марксизма-ленинизма, экономики сельского хозяйства, политэкономии, лаборатория экономических исследований и курс теории кооперации и финансовой науки. В 1945 г. кафедры возобновили свою работу. Программы остальных факультетов и кафедр пересматривались по требованию военного и послевоенного времени.
Продовольственная программа постепенно приобретала первостепенное значение. Надо было быстро восстанавливать и создавать сельскохозяйственную продукцию. В этом плане структурные изменения произошли на зооинженерном факультете. Из кафедры мелкого рогатого скота под руководством А.П. Редькина в 1944 г. выделился курс птицеводства в самостоятельную кафедру во главе с профессором С.И. Сметневым. Перспективное быстрое разведение мелкого скота требовало все больше специалистов. Из одной кафедры образовались две самостоятельные кафедры – овцеводства и свиноводства, которые в полную силу заработали сразу после войны.
На плодоовощном факультете также произошло пополнение дисциплин. С 1944 г. организовалась новая кафедра – чая и субтропических растений, а также кафедра виноградарства и виноделия. Эвакуация части академии в Самарканд оказала свое влияние. Сохранение урожая, борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений стали серьезным поводом для расширения программы кафедры энтомологии, которая за военное время, особенно в Узбекистане, приобрела большой практический опыт и новый подход к проблеме. С 1945 г. из кафедры энтомологии и фитопатологии образовались факультет защиты растений с деканом профессором Э.Э. Савздаргом и две кафедры в составе агрономического факультета – кафедра фитопатологии и кафедра сельскохозяйственной энтомологии.
Многие учебные дисциплины на I и II курсах в первые два года войны подверглись сокращению в связи с продолжительным отсутствием студентов, работающих по мобилизации на военных объектах и в народном хозяйстве. Многие студенты до конца войны совмещали учебу с работой на заводах, в академических подсобных хозяйствах. Практика была заменена восстановлением и помощью колхозам и совхозам. Такой порядок сохранился и в послевоенные годы. Силами студентов были подняты заново многие колхозы Московской и Смоленской областей. Практика студентов превращалась не только в непосредственную помощь возрождающимся хозяйствам, но и во внедрение новейших технологий, приемов ведения сельскохозяйственных работ, использование в производстве новых продуктивных сортов сельскохозяйственных культур и животных. Эта деятельность усиливалась в районах, освобожденных от оккупации. Создавались студенческие бригады, которые с нуля поднимали и налаживали хозяйства.
С 1943 г. аудитории начали пополняться вернувшимися фронтовиками. Многие из них впоследствии стали профессорами и академиками. Среди них дважды раненный, чудом спасшийся и ставший академиком Н.П. Панов, Герой Советского Союза И.К. Шаумян, академики П.П. Вавилов, М.И. Синюков и И.С. Шатилов, профессора Е.А. Арзуманян, В.А. Атрашков, В.Н. Баканов, Ф.А. Девочкин, И.С. Кауричев, В.А. Комиссаров, И.А. Прохоров, А.Д. Угаров, В.П. Цыганков, В.А. Эктов. Быстро росло число студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников. В 1944 г. выпуск специалистов составил 191 человек, в 1945 г. – 257 человек, а с 1946 г. выпуск стал превышать довоенный почти вдвое и достиг 816 человек. Такого оживления и подъёма деятельности за всю историю академии не наблюдалось. Все были охвачены общим порывом, направленным на учебу и восстановление страны. Деятельность академии совпала с насущными потребностями времени в подъёме сельского хозяйства.
Война требовала от наших ученых не только быстроты, но и высокой степени креативности, способности мыслить нестандартно и выходить за рамки привычных схем. В годы военного лихолетия тимирязевское научное сообщество показало свою способность быстро адаптироваться, находить инновационные решения и эффективно координировать свои усилия. Все это актуально и в наше время, когда мир сталкивается с новыми вызовами – будь то глобальные проблемы экологии, пандемии или экономические кризисы. Использование междисциплинарного подхода, который успешно применялся в условиях войны, может значительно повысить эффективность научных исследований и разработок в современных условиях. Коллаборации между учеными различных специальностей могут привести к уникальным прорывам и успешной реализации проектов. И опыт военного времени будет очень полезен.
По материалам Монографии «Тимирязевская академия в годы Великой Отечественной войны».
Авторы: Ректор РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, академик РАН, профессор В.И. Трухачев,
Председатель Совета ветеранов РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, доктор экономических наук, профессор Ю.И. Агирбов,
Заведующий кафедрой истории РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева, доктор исторических наук, доцент А.Б. Оришев.