Эффективные стратегии развития агроклассов обсудили на Всероссийском семинаре-совещании

В рамках «Золотой осени» в РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева успешно состоялся семинар-совещание для руководителей общеобразовательных учреждений «Агротехнологические классы: стратегия развития кадрового потенциала АПК». Мероприятие собрало ведущих экспертов, представителей Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, а также лидеров образования и агробизнеса для совместной разработки консолидированной стратегии развития агротехнологического образования и укрепления кадрового потенциала агропромышленного комплекса страны.

11 Октябрь / 2025

В ходе насыщенной программы были рассмотрены три основных блока:

Блок 1: «Организационные вопросы выстраивания системы агротехнологического образования в общеобразовательных организациях» * Эдгар Грайрович Гамбарян, Начальник управления координации и мониторинга реализации федерального проекта по подготовке кадров для АПК Минсельхоза России, подробно осветил организационные и методологические основы создания агротехнологических классов, а также разобрал типичные ошибки. Наталия Сергеевна Огородникова, Заместитель Министра сельского хозяйства Калужской области, представила успешный опыт региона по развитию агрообразования, подчеркнув механизмы эффективного взаимодействия органов власти, инвесторов и учреждений образования.

Блок 2: «Правовые основы и содержательные аспекты образовательного процесса в агротехнологическом классе» Ольга Николаевна Логвинова, Кандидат педагогических наук и ведущий эксперт ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения имени В.С. Леднева», выступила с докладом об организации и содержании образовательной деятельности в агротехнологических классах, включая учебники и учебно-методическое обеспечение. Андрей Андреевич Химиченко, Генеральный директор АО «Академия «Просвещение», рассказал о специализированных курсах и внеурочной деятельности. Никита Александрович Токмаков, Глава КФХ, представил критический взгляд на способы преподавания профильных предметов.

Блок 3: «От школьной парты в науку АПК» Сергей Александрович Соловьев, Академик РАН, заместитель главного ученого секретаря президиума РАН, осветил роль Базовых школ РАН в подготовке научного кадрового резерва АПК. Данил Александрович Подлесный, руководитель проектов АНО «Центр развития образования «Интеграция», рассказал о Всероссийской олимпиаде по агрогенетике для школьников «Иннагрика» как о возможности профессиональной реализации в аграрной отрасли.

В рамках сессий также прошли презентации успешного опыта создания агротехклассов: Наталья Ивановна Стребкова (директор по персоналу ООО «Зеленые линии – Калуга») и Татьяна Викторовна Захарова (директор МКОУ «Барятинская СОШ» Калужской области) поделились опытом реализации сетевого взаимодействия органов власти, организаций АПК и образования. Светлана Викторовна Аханина (заместитель директора МБОУ «Первомайский ЦО» Ленинградской области) представила практику использования учебного оборудования при дуальном обучении. Елена Александровна Комягина (директор МОУ «Кораблинская средняя школа №2») рассказала об интерьерных и организационных решениях в агротехнологическом классе.

Роль вузов в деятельности по созданию и функционированию агротехнологических классов была подчеркнута выступлениями: Светланы Владимировны Кузнецовой, руководителя Федерального центра компетенций, о повышении квалификации педагогических кадров; Андрея Александровича Брацихина, ректора Удмуртского ГАУ, о практике построения «сквозной модели» агрообразования: школа–СПО–вуз–работодатель; Владимира Валерьевича Самойленко, Проректора по международному сотрудничеству и профориентационной работе Ставропольского ГАУ, о профориентационной работе вузов.

Инструменты популяризации АПК были представлены: Элеонорой Владимировной Добровольской, Управляющим директором Центра развития финансовых технологий АО «Россельхозбанк», рассказавшей о платформе «Я в Агро»; Дмитрием Евгеньевичем Покровским, Председателем Общероссийской Общественной организации «Российского Союза Молодежи», представившим Всероссийский конкурс «Я в Агро».

Мероприятие сфокусировалось на формировании единой стратегии развития агротехнологического образования в России. Участники активно обсуждали актуальные вопросы, обменивались передовым опытом и презентовали успешные практики функционирования агроклассов. Были выработаны ценные методические рекомендации для внедрения и совершенствования программ агротехнологических классов, а также намечены пути для тесной интеграции школ и аграрных вузов с целью совместной подготовки кадров высшей квалификации для нужд АПК, начиная со школьной скамьи. Семинар подтвердил, что развитие агротехнологического образования является одним из приоритетных направлений, способствующим укреплению кадрового потенциала агропромышленного комплекса страны.