Генная инженерия и программирование урожайности: как готовят современных агрономов

Профессия агронома — одна из самых древних, и если на протяжении тысячелетий она не утратила своей актуальности, то вряд ли утратит ее еще сотни лет. Практически все, что человек ест, пьет и даже носит, — плод труда агронома. Его задача сегодня — управление сельскохозяйственным производством на основе научно обоснованных методов. Но не только. Хороший агроном еще и организатор, и специалист по земельному законодательству и стандартам выращиваемых культур. Как в Тимирязевской академии готовят востребованных специалистов этой области? Какие возможности молодым специалистам открывает университет? Об этом и многом другом рассказала и.о. директора Института агробиотехнологии Александра Васильевна Шитикова.

25 Июль / 2023

- Чему учат студентов направления агрономия?

- Генетика популяций и количественных признаков, основы генной инженерии, иммунитет растений, программирование урожайности, системы точного земледелия, органическое сельское хозяйство, инновационные технологии производства и защиты растений, основы агробиотехнологии — вот только несколько дисциплин, которые изучают наши будущие агрономы. Студенты нашего института имеют большой спектр профилей на выбор: «Агробизнес», «Точное земледелие», «Селекция и генетика сельскохозяйственных культур», «Защита растений и фитосанитарный контроль».

- Чем примечательно обучение будущих агрономов именно в Тимирязевской академии?

- Институт агробиотехнологии – один из старейших не только в нашем вузе, но и в России, ещё в XIX веке студенты Тимирязевской академии получали здесь глубокие теоретические и практические знания в области агрономии. Здесь работали известные ученые И.А. Стебут, Д.Н. Прянишников, В.Р. Вильямс, И.С.Шатилов и многие другие. Научным школам института более 150 лет, и они известны во всем мире. Институт агробиотехнологии по праву гордится плеядой талантливых выпускников: известный ученый-генетик Николай Иванович Вавилов, директора институтов, ректоры университетов, губернаторы регионов, директора  крупных холдингов.

- Где будущие агрономы практикуются? Что они делают на практике?

- Практическую подготовку будущие специалисты проходят не только на базе ведущих агрохолдингов, но и научно-исследовательских институтов. Для студентов есть возможность пройти практику и на базе института - на Полевой опытной станции. Полевая станция — старейшая в стране, ее история начинается еще с 1867 года. Ее нередко называют «колыбелью» российской агрономии. Инициатором создания площадки был профессор Иван Александрович Стебут, преподававший в университете в 19 веке.

Для каждого студента в Тимирязевке возможно построение индивидуальной образовательной траектории: большое количество курсов, факультативов – в том числе и на иностранных языках. На каждой кафедре активно работают студенческие научные общества, проходят международные студенческие научные конференции, работают научные центры и лаборатории. Большое количество грантовых и стипендиальных программ по сельскохозяйственным тематикам. Многие студенты, после прохождения производственной практики получают приглашение трудоустройства, это связано с тем, что работодатели крайне заинтересованы в выпускниках Тимирязевки, отличающихся фундаментальной  подготовкой по агрономии.

- Какие исследования проводят студенты?

- Студенты принимают участие в создании сортов и гибридов,  разрабатывают приемы повышения урожайности и прижизненной модификации качественных характеристик сельскохозяйственных растений, применяют методы молекулярно-генетической диагностики фитопатогенных микроорганизмов, проводят исследования по внедрению технологий точного земледелия и искусственного интеллекта в аграрное производство, оценивают роль микробного сообщества в формировании высокопродуктивных агроэкосистем, изучают оптимизацию баланса углерода и биофильных элементов  в севооборотах за счет использования не традиционных форм органических и минеральных удобрений и многое другое.

- Студенты защищают выпускные работы в формате стартапов? Есть ли примеры реализованных стартапов?

- «Стартап как диплом» — относительно новый формат защиты в российских вузах. Вместо научной работы или магистерской диссертации выпускники могут представить свой стартап. Вуз сам по себе — идеальное место для создания стартапа. Много пассионарных и умных людей несколько лет находятся в постоянном взаимодействии: это и сами студенты, и молодые учёные, и преподаватели. Такая среда позволяет экспериментировать с идеями и знаниями, а доступ к интеллектуальным ресурсам и исследованиям новых технологий должен в теории порождать новые стартапы.

Основное отличие стартапа как диплома в том, что студенты во время учёбы, одни или в команде, создают реальный бизнес, а в конце защищают его показатели перед представителями инновационной экосистемы, в том числе потенциальными инвесторами. Такой формат хорош еще тем, что  позволяет вовлекать студентов совершенно разных направлений: в одной команде могут оказаться менеджеры, программисты, биологи.

В 2023 году по агрономии успешно были защищены студенческие стартапы:  студентка кафедры защиты растений Полина Бешенова получила грант в размере 1 млн. рублей от Фонда содействия инновациям в рамках конкурса «Студенческий Стартап». В 2023 г. она успешно защитила ВКР в формате «Стартап как диплом» на тему «Система защиты тюльпана в технологии промышленного доращивания луковиц в Нижегородской области». Полина разработала бизнес-модель, дорожную карту, оформила юридическое лицо ООО «Русский тюльпан». Данный стартап способствует импортозамещению в высокорентабельной отрасли цветоводства, получению здорового качественного посадочного материала.

Студент кафедры растениеводства и луговых экосистем Владимир Вильховой получил грант в размере 1 млн. рублей на разработку технологии ускоренного размножения растения мискантус гигантский, биомасса которого может использоваться для производства топлива и бумаги, а студент Владислав Кожемякин представил стартап выполненный на базе семейного агропредпрития - «Разработка приемов повышения белковой продуктивности сортов нута российской селекции в условиях Саратовской области».

- Какова область профессиональной деятельность выпускников, и каковы перспективы трудоустройства по специальности? 

- В настоящее время выпускники по направлению «Агрономия» востребованы в крупных агрохолдингах, отечественных и иностранных компаниях, научно-исследовательских институтах, не только в регионах, но в и крупных городах, в последнее время активно развивается направление сити-фермерство. Выпускники кафедры могут работать на государственной службе в Министерстве сельского хозяйства, Россельхозцентре, Госсорткомиссии, Россельхознадзоре, в международных и отечественных компаниях, в вузах аграрной направленности и других организациях.  

- Почему направление «Агрономия» перспективно?

- С ростом численности населения планеты, человечество сталкивается с проблемой нехватки пищевых ресурсов и свободных территорий для выращивания сельскохозяйственных культур, поэтому профессия агронома становится все более востребованной. Решение проблем продовольственной безопасности – вот главная задача агронома.  Деятельность агронома направлена на получение максимального урожая, в круг его обязанностей входит разработка мероприятий, направленных на снижение потерь и заболеваемости растений, составление стратегии севооборота, оценка рисков урожая, контроль за организационными и технологическими процессами, проведение агрохимических экспертиз, а также многое другое.

Агроном — это профессия будущего. Сегодня на полях уже работает техника с системами ГЛОНАСС, двигающаяся на автопилоте. Специальные спутниковые программы помогают увидеть проблемы с растениями раньше, чем их увидит человеческий глаз (в определенных световых спектрах можно получить массу информации, например, о болезни растений). Дроны разглядят все точнее, чем спутник из космоса, и расскажут о масштабах проблемы. И для этого не надо каждый день с утра до вечера проводить в поле. По данным рейтинга Россельхозбанка, агрономы стали самыми высокооплачиваемыми специалистами в АПК по уровню средних заработных плат.

Материал подготовили студенты кафедры связей с общественностью, речевой коммуникации и туризма Института экономики и управления АПК Елизавета Савченко и Андрей Авдонин