Перспективная профессия или почему стоит становиться биотехнологом

Биотехнологи востребованы как в науке, так и в практической сфере. Их нанимают агропромышленные предприятия, а также фармацевтические и продовольственные структуры. Почему биотехнолог – это профессия будущего? Чему и как учат будущих специалистов? На эти и многие другие вопросы ответил и.о. заведующего кафедрой биотехнологии Михаил Юрьевич Чередниченко.

24 Июнь / 2023

- Чему учат студентов направления «Биотехнология»?

- Студенты, обучающиеся по направлению «Биотехнология», овладевают широким спектром знаний и навыков - универсальных, общепрофессиональных и профессиональных. Они изучают такие базовые дисциплины, как иностранный язык, история, философия, математика, химия и др. Учебный план включает большое число специализированных дисциплин. Непосредственно на нашей кафедре студенты будут изучать как базовые и традиционные для биотехнологического образования курсы - биохимию, молекулярную биологию, основы биотехнологии, культуру тканей и клеток растений, основы генетической инженерии, прикладные аспекты биотехнологии, БАВ лекарственных и ядовитых растений, так и новые, современные разделы - основы моделирования в биологии, основы биоинформатики, основы системной биологии, нормативно-правовые основы биотехнологии, основы бионанотехнологий, гидропонные и аэропонные технологии. Также студенты-биотехнологи получат подготовку по генетике, селекции, микробиологии, иммунологии, вирусологии и др. Учитывая, что биотехнология - это не только «био-», но и «-технология», есть в учебном плане и технологические (инженерные) предметы: электротехника и электроника, прикладная механика, процессы и аппараты биотехнологии, инженерная графика, системы автоматизированного проектирования в биотехнологии, практические основы технологии микробиологических производств и многое другое.

- Чем примечательно обучение биотехнологов именно в Тимирязевской академии?

- Особенность нашей кафедры состоит в том, что здесь проводится большая работа именно с растениями. На кафедрах в других вузах работают больше с микроорганизмами, животными или человеческими клетками. При этом наша кафедра является единственной в университете, обучаясь на которой, можно писать диплом, проводить исследование и человека, и животного, и растения, и микроорганизмов.

- Где будущие биотехнологии проходят практику?

- Наши студенты проходят практику в различных научно-исследовательских институтах и лабораториях. Всё зависит от того, какими объектами исследований они хотят заниматься. Если это человеческие клетки, то студенты могут проходить практику в Медико-генетическом научном центре имени академика Н.П. Бочкова, Федеральном научно-клиническом центре физико-химической медицины, НИИ биомедицинской химии имени В.Н. Ореховича. Если студенту интересна работа с животными клетками, то мы можем предложить пройти практику в Федеральном научном центре животноводства - ВИЖ имени академика Л.К. Эрнста или Институте биологии развития имени Н.К. Кольцова. С микроорганизмами наши студенты работают в Федеральном научно-исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи, Государственном НИИ генетики и селекции промышленных микроорганизмов НИЦ «Курчатовский институт». Для интересующихся растениями есть места практики во Всероссийском НИИ сельскохозяйственной биотехнологии, Институте физиологии растений имени К.А. Тимирязева, Федеральном научном центре овощеводства. Изучением фундаментальных и прикладных вопросов живых систем – человека, животных, микроорганизмов и растений – занимаются студенты, проходящие практику в Институте биоорганической химии имени академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова, Федеральном исследовательском центре «Фундаментальные основы биотехнологии», Институте общей генетики имени Н.И. Вавилова. Среди наших производственных партнеров - «Щелковский биокомбинат» (вакцины для животных), «Мираторг» (мясное скотоводство), ООО «Май» (чай и другие напитки).

- Какие научные исследования проводят студенты кафедры биотехнологии?

- Как уже было сказано выше, студенты кафедры могут проводить исследования в лабораториях различных НИИ и предприятий. Можно назвать некоторые темы выпускных квалификационных работ, чтобы составить представление об их разнообразии: «Анализ экспрессии гена NFE2L2 у мини-пигов при оксидативном стрессе», «Цитокиновый профиль и особенности поражения двенадцатиперстной кишки у лабораторных мышей при заражении Giardia lamblia», «Активность β-глюкуронидазы и содержание флавонов в hairy roots Scutellaria andrachnoides», «Влияние перекиси водорода на содержание основных флавонов в культуре бородатых корней Scutellaria przewalskii», «Генетическое разнообразие вирусов в дикорастущих формах винограда».

Если говорить о работе непосредственно на кафедре, то студенты занимаются клеточной инженерией, или культурой клеток и тканей, растений. С помощью методов биотехнологии создается банк растений in vitro, в том числе редких и исчезающих, которые затем могут быть реинтродуцированы (возвращены) в природу. Для широкого спектра сельскохозяйственных, лекарственных, плодовых, цветочных, аквариумных, ягодных, древесных растений разрабатывается технология клонального микроразмножения; это важно, например, для получения большого количества ценных селекционных форм. В коллекции кафедры много лекарственных и эфиромасличных растений, которые способны накапливать в себе ценные биологически активные вещества – студенты разрабатывают методы управления ростом таких растений, изучают накопление ценных веществ, а также проверяют биологическую активность, например, антимикробную или противораковую. Целый блок работ посвящен применению методов биотехнологии в селекции: создание гаплоидных растений, культура изолированных зародышей, клеточная селекция растений на устойчивость к абиотическим и биотическим факторам. Это далеко не полный перечень выполняемых студентами на кафедре работ.

- Какова область профессиональной деятельности выпускников, и каковы перспективы трудоустройства по специальности?

- После окончания можно продолжить обучение в магистратуре – на нашей кафедре есть направление «Биотехнология» с программой магистратуры, или продолжить работать в той лаборатории, где студент писал диплом. Во время подготовки выпускной квалификационной работы студент работает в лаборатории и специализируется на определенном типе объекта и на определенных методах. Соответственно, от этого может зависеть и место дальнейшего трудоустройства. Это могут быть научные лаборатории, диагностические и криминалистические лаборатории, биотехнологические лаборатории в селекционно-семеноводческих и племенных хозяйствах, медицинские и фармацевтические лаборатории и др.

- Биотехнолог считается профессией будущего. Почему это так?

- На сегодняшний день человечество столкнулось с рядом проблем, которые не удается решить традиционными, классическими методами: рост мирового населения, сопровождающийся нехваткой продуктов питания, ограниченность земельных ресурсов, пригодных для возделывания сельскохозяйственных растений и другое. На помощь в решении этих проблем приходит биотехнология, позволяющая, например, с помощью редактирования генома в более короткие сроки, чем классическая селекция, получать сорта и гибриды сельскохозяйственных растений, обладающих комплексом хозяйственно-ценных признаков - высокой урожайностью и устойчивостью к неблагоприятным факторам окружающей среды.

В сфере медицины биотехнология позволяет получать искусственные ткани и органы, создавать биотехнические системы, проводить раннюю диагностику заболеваний и их оперативное лечение, разрабатывать на основе биоинформатических методов новые фармацевтические препараты с повышенной эффективностью, находить в природе и производить в удобных системах вещества с биологической активностью – противоопухолевой, антимикробной, противовоспалительной, расслабляющей и тонизирующей, ранозаживляющей, противовирусной. Так что биотехнолог, без сомнения, - профессия будущего!