Уникальная история аграрной науки России: отец Тимирязевки

В истории становления отечественной агрономии Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева (исторически — Петровская Земледельческая и Лесная Академия) сыграл ключевую роль, став уникальным научным центром с полностью автономным хозяйством.

29 Октябрь / 2025

Родился Н.И. Железнов в Санкт-Петербурге, среднее образование получил в Горно-кадетском корпу­се, а в 1 834 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где увлек­ся естественными науками и пре­жде всего - ботаникой. Студент со­вершает свою первую научную по­ездку в Финляндию, где собирает большую коллекцию растений, жи­вотных и минералов. По окончании университета Железнов некоторое время работает в министерстве финансов, не оставляя занятий по ботанике.

В 1840 г. он защищает диссер­тацию на степень магистра, а спус­тя два года - докторскую диссерта­цию. Тогда же командируется в Швейцарию, Англию, Бельгию и Германию для ознакомления с со­стоянием сельского хозяйства в этих странах. Пробыв там до 1845 г., направляется с той же целью в ряд губерний России, а через год назначается профессором кафед­ры сельского хозяйства в Московс­ком университете, где читает лек­ции по лесоводству.

В 1853 г. Железнова избирают адъюнктом Академии наук. Он пе­реезжает в Петербург, где пригла­шается на кафедру ботаники уни­верситета. Но уступает вакансию, не принимая участия в конкурсе, коллеге, который в это время не имел работы и находился в тяжелом материальном положении. Редкий по благородству поступок! Ученый уезжает в свое имение Нароново Новгородской губернии, где зани­мается сельскохозяйственной ме­теорологией, садоводством, аккли­матизацией растений. Здесь им был заложен древесный питомник, для которого семена и растения привозились из Петербурга, Риги, Сибири и из-за рубежа. До сего времени сохранились и успешно произрастают его насаждения, ал­лейные посадки и единичные де­ревья пород-экзотов в лесах совхо­за «Куйбышевский» Новгородской области.

В ту пору Железнов сконструи­ровал так называемый «подъемный снаряд» для пересадки крупномер­ных деревьев, очень простой в из­готовлении и дешевый, за что удостоился серебряной медали Россий­ского общества садоводов. Он был первым в области исследования влияния подземного осушения почв на рост и развитие растений. Уникальным стал впервые им заложен­ный в Крестецком уезде Новгород­ской губернии закрытый дренаж, действующий до настоящего вре­мени.

Заслуги Железнова получили высокое признание - в 1857 г. он был избран действительным чле­ном Петербургской академии наук. Год спустя его назначают в губернский комитет по подготовке крестьянской реформы. Тогда же было организовано Общество садоводства, и Железнов стал его первым президентом и редак­тором издаваемого Обществом «Вестника».

В 1861 г. министерство госу­дарственных имуществ предложи­ло Железнову занять место дирек­тора организуемой в Москве акаде­мии. Дать согласие оказалось очень нелегкой задачей - к тому времени Николай Иванович был эк­страординарным академиком в Академии наук, не говоря уже о президентстве в Российском обществе садоводов и членстве в ученом со­вете того же министерства, имел все условия для успешной научно-исследовательской деятельности.

В то время в России, стране по преимуществу земледельческой, было только одно высшее сельско­хозяйственное учебное заведение - Горыгорецкий земледельческий институт, членом-корреспонден­том которого также состоял Железнов. В 1861 г. этот институт был пе­реведен в Петербург.

Не останавливаясь подробно на истории имения Петровско-Разу­мовское, где намечалось создание Московской академии, отметим, что последний его владелец аптекарь П. Шульц продал имение в 1860 г. государству за 250 тысяч рублей. В связи с устройством здесь академии был образован спе­циальный комитет, в который во­шел и Н.И. Железнов, дав согласие стать первым ее директором. В июне 1861 г. вышло официальное распоряжение об учреждении ака­демии, которую назвали Петровской «в воспоминание сохраненных преданием предначертаний Петра Великого учредить в Петровско-Ра­зумовском образцовое агрономи­ческое заведение».

Отложив свою научную дея­тельность, Николай Иванович цели­ком переключился на организаци­онно-хозяйственные дела. Все ста­рые здания имения были отремон­тированы и приспособлены для учебных занятий. На месте дере­вянного дома Разумовских по проекту профессора Н.Л. Бенуа был выстроен главный корпус ака­демии, вместивший библиотеку, актовый зал, ряд аудиторий и каби­нетов.

Перед фасадом здания были разбиты великолепные цветники, в создании которых принял участие и Николай Иванович. Был проведен водопровод; в местах размещения древесных питомников устроили подземное осушение почв; попутно соорудили гончарный завод для выделки труб, кирпичей, черепицы. Была проложена шоссированная дорога длиной около 7 километров для сообщения с Москвой. На мес­те суконной фабрики Шульца пос­троили ферму. Крупный рогатый скот для нее закупался из животных альгаизской и голландской пород. Был организован также небольшой племенной завод рабочих лошадей арденской и битюгской пород. Из 200 десятин фермы 120 десятин пахотной земли разбили на 12 опытных полей. Была оборудована химическая лаборатория с трид­цатью помещениями, которая, как говорил Железнов, «для упражне­ния слушателей в аналитической химии может сравниться с лучши­ми в Европе». Под руководством Н.И. Железнова и при участии глав­ного садовника Р.И. Шредера были обустроены плодовый и лесной пи­томники, огород. Посаженный Шредером дендрологический сад, названный впоследствии его име­нем, вскоре имел почти половину всех существующих на земле видов хвойных растений. Сам Железнов отдал много сил устройству цветни­ковых оранжерей, где было собра­но большое количество субтропи­ческих и тропических растений.

В 1865 г. была заложена фундаментальная библиотека Петровс­кой академии, ядро которой соста­вили книги, полученные из Петер­бургской публичной библиотеки, Лесного института и библиотеки Академии наук. Сам директор сде­лал крупные личные пожертвования в фонд библиотеки, названной мно­го позже (1967 г.) именем Желез­нова. В целом на организацию ака­демии (с учетом стоимости имения) было израсходовано 1007083 руб. 68 1/4 коп.

Вскоре было решено присоеди­нить к Петровской академии петер­бургский Лесной институт, что по­вышало ее престиж и расширяло круг намечаемых к преподаванию предметов. А 27 октября 1865 г. ут­вердили первый устав и штат ака­демии, целью которой провозгла­шалось распространение в России сведений по сельскому хозяйству и лесоводству.

Это было особое учебное заве­дение, открытое для лиц всех со­словий, имеющее право выдавать дипломы и ученые степени канди­дата и магистра сельского хозяйст­ва и лесоводства. Для поступающих в академию надо было иметь сви­детельства об окончании реальных училищ или гимназий и выдержать установленные экзамены. Те же лица, которые желали только слу­шать лекции, не сдавали никаких экзаменов, но должны были вно­сить плату за семестр в размере 12 руб. 50 коп. Учение продолжалось 3 года, хотя каждому предоставля­лось право оставаться слушателем на неопределенное время. Выбор дисциплин и посещение занятий были свободными.

Торжественное открытие Пет­ровской земледельческой и лесной академии состоялось 25 января 1866 г. Выступая перед слушателя­ми Н.И. Железнов подчеркнул: «Академия не должна состоять из начальников и подчиненных, а из членов, одной семьи, стремящихся к достижению общей цели». Регу­лярное чтений лекций началось 7 февраля. Железнов читал курс по физиологии растений. Круг же его обязанностей как директора был чрезвычайно широк - от составле­ния расписаний, участия в экзаме­национных комиссиях и других учебных делах до устройства теп­лиц, аквариума для водных расте­ний, устройства метеорологичес­кой обсерватории, ботанического музея.

В августе 1866 г. под председа­тельством Николая Ивановича в рамках академии была создана ко­миссия по изысканию мер, способ­ствующих подъему отечественного сельского хозяйства. Вскоре она представила обществу свои пред­ложения, одобренные Советом ака­демии, а затем и министром госу­дарственных имуществ.

При всей своей загруженности директор находил время и для на­учной работы. Он занимался вопро­сами водного режима древесных растений, на опытных полях акаде­мии вел наблюдения всхожести не­доразвитых семян гречихи, соби­рал сведения о распространении в России белого трюфеля (съедоб­ный сумчатый гриб).

Восемь лет своей жизни отдал Николай Иванович Железнов нелег­кому делу становления Петровской академии. А в апреле 1869 г. ре­шил подать в отставку. У нас нет конкретных докумен­тальных сведений, объяс­няющих причины такого решения. Видимо, ди­ректора тяготили те жесткие порядки, ко­торые он вынужден был вводить по приказам сверху. Демократический состав первых слушателей и определенная их сво­бода вызывали опасение властей, требовавших усиления админис­тративного надзора, введения осо­бых дежурных из ассистентов и т.д.

Железнов вернулся в Петербург и целиком отдался научно-исследо­вательской деятельности в биоло­гическом отделе Академии наук. Одна за другой появляются его работы о древесине саксаула, пов­реждениях насекомыми древесных растений, распределении и коли­честве воды у травянистых и дре­весных пород, о разведении хмеля в России.

Летом 1874 г. Н.И. Железнов представлял Россию на междуна­родном съезде садоводов во Фло­ренции, где выступил с докладом «О содержании и распределении воды в органах растений». Посетив Италию, собрал коллекцию ботани­ческих экспонатов, которую пере­дал в Ботанический музей Акаде­мии наук. Король Италии в знак особого уважения и благоволения пожаловал Железнова званием ко­мандора ордена короны Италии с правом носить знаки, установлен­ные для этой рыцарской степени.

Николай Иванович в совершен­стве владел европейскими языка­ми, обладал незаурядным художес­твенным вкусом, отлично владел кистью и карандашом. Все иллюстрации и рисунки к его работам (им было написано свыше 80 работ) принадлежали ему самому.

Жизнь Николая Ивановича Же­лезнова внезапно оборвалась в са­мом расцвете его таланта на 61 году, в ночь с 14 на 15 января 1877 года.

Значительным вкладом в разви­тие целого ряда отраслей знаний и созданием Петровской земледель­ческой и лесной академии этот за­мечательный ученый, организатор и педагог вписал достойную стра­ницу в историю отечественной на­уки и просвещения.