В истории становления отечественной агрономии Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева (исторически — Петровская Земледельческая и Лесная Академия) сыграл ключевую роль, став уникальным научным центром с полностью автономным хозяйством.
29 Октябрь / 2025Родился Н.И. Железнов в Санкт-Петербурге, среднее образование получил в Горно-кадетском корпусе, а в 1 834 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где увлекся естественными науками и прежде всего - ботаникой. Студент совершает свою первую научную поездку в Финляндию, где собирает большую коллекцию растений, животных и минералов. По окончании университета Железнов некоторое время работает в министерстве финансов, не оставляя занятий по ботанике.
В 1840 г. он защищает диссертацию на степень магистра, а спустя два года - докторскую диссертацию. Тогда же командируется в Швейцарию, Англию, Бельгию и Германию для ознакомления с состоянием сельского хозяйства в этих странах. Пробыв там до 1845 г., направляется с той же целью в ряд губерний России, а через год назначается профессором кафедры сельского хозяйства в Московском университете, где читает лекции по лесоводству.
В 1853 г. Железнова избирают адъюнктом Академии наук. Он переезжает в Петербург, где приглашается на кафедру ботаники университета. Но уступает вакансию, не принимая участия в конкурсе, коллеге, который в это время не имел работы и находился в тяжелом материальном положении. Редкий по благородству поступок! Ученый уезжает в свое имение Нароново Новгородской губернии, где занимается сельскохозяйственной метеорологией, садоводством, акклиматизацией растений. Здесь им был заложен древесный питомник, для которого семена и растения привозились из Петербурга, Риги, Сибири и из-за рубежа. До сего времени сохранились и успешно произрастают его насаждения, аллейные посадки и единичные деревья пород-экзотов в лесах совхоза «Куйбышевский» Новгородской области.
В ту пору Железнов сконструировал так называемый «подъемный снаряд» для пересадки крупномерных деревьев, очень простой в изготовлении и дешевый, за что удостоился серебряной медали Российского общества садоводов. Он был первым в области исследования влияния подземного осушения почв на рост и развитие растений. Уникальным стал впервые им заложенный в Крестецком уезде Новгородской губернии закрытый дренаж, действующий до настоящего времени.
Заслуги Железнова получили высокое признание - в 1857 г. он был избран действительным членом Петербургской академии наук. Год спустя его назначают в губернский комитет по подготовке крестьянской реформы. Тогда же было организовано Общество садоводства, и Железнов стал его первым президентом и редактором издаваемого Обществом «Вестника».
В 1861 г. министерство государственных имуществ предложило Железнову занять место директора организуемой в Москве академии. Дать согласие оказалось очень нелегкой задачей - к тому времени Николай Иванович был экстраординарным академиком в Академии наук, не говоря уже о президентстве в Российском обществе садоводов и членстве в ученом совете того же министерства, имел все условия для успешной научно-исследовательской деятельности.
В то время в России, стране по преимуществу земледельческой, было только одно высшее сельскохозяйственное учебное заведение - Горыгорецкий земледельческий институт, членом-корреспондентом которого также состоял Железнов. В 1861 г. этот институт был переведен в Петербург.
Не останавливаясь подробно на истории имения Петровско-Разумовское, где намечалось создание Московской академии, отметим, что последний его владелец аптекарь П. Шульц продал имение в 1860 г. государству за 250 тысяч рублей. В связи с устройством здесь академии был образован специальный комитет, в который вошел и Н.И. Железнов, дав согласие стать первым ее директором. В июне 1861 г. вышло официальное распоряжение об учреждении академии, которую назвали Петровской «в воспоминание сохраненных преданием предначертаний Петра Великого учредить в Петровско-Разумовском образцовое агрономическое заведение».
Отложив свою научную деятельность, Николай Иванович целиком переключился на организационно-хозяйственные дела. Все старые здания имения были отремонтированы и приспособлены для учебных занятий. На месте деревянного дома Разумовских по проекту профессора Н.Л. Бенуа был выстроен главный корпус академии, вместивший библиотеку, актовый зал, ряд аудиторий и кабинетов.
Перед фасадом здания были разбиты великолепные цветники, в создании которых принял участие и Николай Иванович. Был проведен водопровод; в местах размещения древесных питомников устроили подземное осушение почв; попутно соорудили гончарный завод для выделки труб, кирпичей, черепицы. Была проложена шоссированная дорога длиной около 7 километров для сообщения с Москвой. На месте суконной фабрики Шульца построили ферму. Крупный рогатый скот для нее закупался из животных альгаизской и голландской пород. Был организован также небольшой племенной завод рабочих лошадей арденской и битюгской пород. Из 200 десятин фермы 120 десятин пахотной земли разбили на 12 опытных полей. Была оборудована химическая лаборатория с тридцатью помещениями, которая, как говорил Железнов, «для упражнения слушателей в аналитической химии может сравниться с лучшими в Европе». Под руководством Н.И. Железнова и при участии главного садовника Р.И. Шредера были обустроены плодовый и лесной питомники, огород. Посаженный Шредером дендрологический сад, названный впоследствии его именем, вскоре имел почти половину всех существующих на земле видов хвойных растений. Сам Железнов отдал много сил устройству цветниковых оранжерей, где было собрано большое количество субтропических и тропических растений.
В 1865 г. была заложена фундаментальная библиотека Петровской академии, ядро которой составили книги, полученные из Петербургской публичной библиотеки, Лесного института и библиотеки Академии наук. Сам директор сделал крупные личные пожертвования в фонд библиотеки, названной много позже (1967 г.) именем Железнова. В целом на организацию академии (с учетом стоимости имения) было израсходовано 1007083 руб. 68 1/4 коп.
Вскоре было решено присоединить к Петровской академии петербургский Лесной институт, что повышало ее престиж и расширяло круг намечаемых к преподаванию предметов. А 27 октября 1865 г. утвердили первый устав и штат академии, целью которой провозглашалось распространение в России сведений по сельскому хозяйству и лесоводству.
Это было особое учебное заведение, открытое для лиц всех сословий, имеющее право выдавать дипломы и ученые степени кандидата и магистра сельского хозяйства и лесоводства. Для поступающих в академию надо было иметь свидетельства об окончании реальных училищ или гимназий и выдержать установленные экзамены. Те же лица, которые желали только слушать лекции, не сдавали никаких экзаменов, но должны были вносить плату за семестр в размере 12 руб. 50 коп. Учение продолжалось 3 года, хотя каждому предоставлялось право оставаться слушателем на неопределенное время. Выбор дисциплин и посещение занятий были свободными.
Торжественное открытие Петровской земледельческой и лесной академии состоялось 25 января 1866 г. Выступая перед слушателями Н.И. Железнов подчеркнул: «Академия не должна состоять из начальников и подчиненных, а из членов, одной семьи, стремящихся к достижению общей цели». Регулярное чтений лекций началось 7 февраля. Железнов читал курс по физиологии растений. Круг же его обязанностей как директора был чрезвычайно широк - от составления расписаний, участия в экзаменационных комиссиях и других учебных делах до устройства теплиц, аквариума для водных растений, устройства метеорологической обсерватории, ботанического музея.
В августе 1866 г. под председательством Николая Ивановича в рамках академии была создана комиссия по изысканию мер, способствующих подъему отечественного сельского хозяйства. Вскоре она представила обществу свои предложения, одобренные Советом академии, а затем и министром государственных имуществ.
При всей своей загруженности директор находил время и для научной работы. Он занимался вопросами водного режима древесных растений, на опытных полях академии вел наблюдения всхожести недоразвитых семян гречихи, собирал сведения о распространении в России белого трюфеля (съедобный сумчатый гриб).
Восемь лет своей жизни отдал Николай Иванович Железнов нелегкому делу становления Петровской академии. А в апреле 1869 г. решил подать в отставку. У нас нет конкретных документальных сведений, объясняющих причины такого решения. Видимо, директора тяготили те жесткие порядки, которые он вынужден был вводить по приказам сверху. Демократический состав первых слушателей и определенная их свобода вызывали опасение властей, требовавших усиления административного надзора, введения особых дежурных из ассистентов и т.д.
Железнов вернулся в Петербург и целиком отдался научно-исследовательской деятельности в биологическом отделе Академии наук. Одна за другой появляются его работы о древесине саксаула, повреждениях насекомыми древесных растений, распределении и количестве воды у травянистых и древесных пород, о разведении хмеля в России.
Летом 1874 г. Н.И. Железнов представлял Россию на международном съезде садоводов во Флоренции, где выступил с докладом «О содержании и распределении воды в органах растений». Посетив Италию, собрал коллекцию ботанических экспонатов, которую передал в Ботанический музей Академии наук. Король Италии в знак особого уважения и благоволения пожаловал Железнова званием командора ордена короны Италии с правом носить знаки, установленные для этой рыцарской степени.
Николай Иванович в совершенстве владел европейскими языками, обладал незаурядным художественным вкусом, отлично владел кистью и карандашом. Все иллюстрации и рисунки к его работам (им было написано свыше 80 работ) принадлежали ему самому.
Жизнь Николая Ивановича Железнова внезапно оборвалась в самом расцвете его таланта на 61 году, в ночь с 14 на 15 января 1877 года.
Значительным вкладом в развитие целого ряда отраслей знаний и созданием Петровской земледельческой и лесной академии этот замечательный ученый, организатор и педагог вписал достойную страницу в историю отечественной науки и просвещения.