В истории становления отечественной агрономии Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева (исторически — Петровская Земледельческая и Лесная Академия) сыграл ключевую роль, став уникальным научным центром с полностью автономным хозяйством.
04 Сентябрь / 2025История архитектуры и паркового ансамбля Тимирязевской академии полна удивительных деталей, скрытых смыслов и драматических поворотов. Заглянем за величественный фасад главного здания и вглубь парка, чтобы открыть их секреты.
Внутренний фасад главного строения, обращенный в сторону парка словно окутан аристократической атмосферой барокко, напоминая о дворянских усадьбах. "Петровское смотрит на улицу, а в парк – Разумовское”, - тонко подметил Рустам Рахматуллин. Но мало кто догадывается о секрете окон с этой стороны дома: они оснащены стеклами выпуклой формы. Их функция была двоякой: с одной стороны – максимально освещать помещения продлевая свет с улицы; с другой – сознательно искажать действительность. Это необычное решение не позволяло тем, кто учится в университете, отвлекаться на прохожих, гуляющих по парку, и призывало сосредоточиться на учебе.
Подлинные терракотовые вазоны Кампиони, созданные в середине 19 века в знаменитой Бутырской мастерской, когда-то украшали крышу главного здания и лестницу, ведущую к парадному входу. Эти произведения искусства являлись не просто декором: на них аллегорически изображены три качества – искренность, верность и жертвенность. Они были своего рода напутствием для тех, кто заканчивает учебное заведение – пожеланием быть преданными своему делу, близким и правде. К сожалению, в 1983 году оригинальные вазоны в парке были заменены грубыми бетонными копиями, утратив свою символическую глубину.
Фонтан, созданный Виктором Делла-Восом, к сожалению, постигла та же участь. В начале 80-х годов он был заменен на ту, что существует сейчас, гораздо менее выразительную, лишившись своего первоначального изящества.
Перед этим величественным фасадом раскинулись великолепные цветники, над которыми работал сам директор академии, доктор ботаники Николай Иванович Железнов. А реставрацией всего парка в середине XIX века занимался Рихард Шредер, придавая ему уникальный облик. Парк помнит и другие утраты. В эпоху графа Разумовского территория, расположенная выше, была отделена от той, что расположена ниже, изящной оградой, украшенной 22 статуями из мрамора — 12 фигур изображали персонажей античной мифологии. Эти шедевры были утрачены без следа в период наполеоновского нашествия в 1812 году. Впоследствии территорию украшали разнообразные скульптурные и цветочные композиции.
Ещё неотъемлемым атрибутом регулярного парка является круглая площадка с расходящимися дорожками. Когда-то здесь стояли бронзовые статуи работы Карло Растрелли, символизирующие времена года, – они также исчезли во время Отечественной войны 1812 года.
Но история Тимирязевки знает не только утраты, но и удивительные возвращения! В 1984 году скульптуры вновь появились на круглой площадке парка. И это не современные копии: те самые произведения, которые были отлиты в 1760 году на чугунолитейном заводе Демидовых! Их случайно обнаружили в запасниках Сада имени знаменитого уральского промышленника, территория которого когда-то принадлежала этим известным уральским промышленникам. Это чудесное возвращение стало символом того, что историческая память и ценность наследия Тимирязевки бережно хранятся и восстанавливаются.