В истории становления отечественной агрономии Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева (исторически — Петровская Земледельческая и Лесная Академия) сыграл ключевую роль, став уникальным научным центром с полностью автономным хозяйством.
29 Октябрь / 2025В годы Великой Отечественной войны Тимирязевская академия внесла свой весомый вклад в победу нашей страны.
Когда рано утром 22 июня началась война, а через несколько часов советское правительство объявило о внезапном нападении, на площади у главного здания академии начали собираться люди, они ждали встречи с руководством. Встречи этой не последовало, все лишь внимательно слушали через рупоры на этой площади объявления о начале войны. К полудню ситуация прояснилась. Молодежь, воодушевленная тем, что скоро советская армия разобьет врага, отправилась в парк за главным зданием.
Правее от главного здания находится памятник почвоведу В.Р. Вильямсу, ранее там был вход в парк, который в то время назывался Парком культуры и отдыха имени Тимирязева. Молодежь туда входила, одни записывались добровольцами, другие подлежали призыву. Собравшись в парке, люди поняли, что больше из него выйти не могут, т.к. к концу дня приехали военные сотрудники и устроили там сборный пункт. Там была устроена военно-полевая кухня, начались первичные обучения по стрельбе и медицинская подготовка перед отправкой на фронт.
К 24 июню парк сделали закрытой зоной – сборным пунктом не только для преподавателей и сотрудников академии, а вообще всех жителей Тимирязевского района. Почему именно там? Территория огорожена, поэтому была возможность проводить действия по военной подготовке добровольцев и рядовых не «на глазах сторонней публики».
1941 г. Подготовка партизан к диверсионной работе в парке академии.
Один из ученых, который тогда еще был студентом, писал, что после двух-трех дней с начала войны все (имеется в виду молодые люди) выстроились на площади. К ним вышел командир и объявил о призыве на фронт добровольцев. Юноши и девушки переглядывались между собой, каждый из них боялся. Но вдруг из их ряда шагнул первый доброволец, все на него посмотрели и поняли, что так рождаются герои. Остальные молодые люди, следуя примеру этого добровольца, тоже выразили готовность отправиться на фронт.
Всех, кто вышел из строя тогда, направили в Тимирязевский парк. Там выдали сухой поек, вещь-мешок, одежду и отправили на машинах до границы города. Оттуда им предстояло пешком добираться к местам, где они должны были рыть окопы. Порой студентам приходилось идти 3-4 дня пешком.
Главное здание академии – ректорат по адресу Ул. Тимирязевская, 49 – во время войны было окрашено не в такой яркий нарядный цвет, а умышленно выкрашено в серо-белый, чтобы быть невзрачным для вражеской авиации. Сама башня, довольно хорошо видимая с самолета, была зачехлена сеткой.
Левее ректората - маленький Г-образный дом под номером 47 – там был устроен штаб по записи добровольцев. Там же разместился пункт выдачи разнарядок, поскольку многие люди должны были ехать служить по месту своей прописки, а не месту учебы в вузе. В дальнейшем с лета 1941 по весну 1943 годов в подвале размещался штаб правительственной спецсвязи. Скорее всего имелась в виду связь, соединяющая центр города и окраины, где в 1941-1941 гг. проходила линия фронта.
В корпусах, которые стоят с двух сторон от главной площади, двухэтажные дома под номерами 52 и 54, в годы войны размещались подразделения и казармы для сотрудников спецсвязи и сотрудников НКВД, а также лаборатории по производству молочной сыворотки, поскольку оба корпуса относятся к зоотехническому профилю.
В центре площади находится памятник Тимирязеву. В первые годы войны он был обложен мешками с песком, чтобы в случае бомбардировки он не разбился, как это произошло с монументом Климента Аркадьевича Тимирязева на Тверском бульваре. Там памятник снесла взрывная волна и даже расколола на две части.
На саму площадь во время войны упал фугас и множество зажигалок. До сих пор, если приглядеться к маленьким низкорослым яблоням вокруг памятника Тимирязева, можно увидеть кургузые, как будто чем-то усеченные толстые столетние стволы. Это результат того, что разбились осколки фугасов о стволы деревьев. Кстати, сажал эти деревья ученый Харченко, который добровольцем ушел в армию и погиб. Его имя навсегда осталось на Памятной стеле в Историческом парке.
Памятник установили на второй год после победы. За ним видна ограда, ни ворот, никаких указателей. Вот это и было место, где находились две калитки, и именно здесь разворачивался сбор добровольцев, призывников, трудовых батальонов, направлявшихся на земляные работы и рытье окопов, в дальнейшем коммунистического и истребительного батальонов.
1936 г. Вход в Тимирязевский парк культуры и отдыха. Через эти ворота в июне 1941 года в парк входили добровольцы.
За всеми этими терминологиями стоят разные виды отрядов, которые формировались с лета по зиму 1941 года. За оградой белеет высокий обелиск, и стоят две декоративные стены на одной из них, которая стоит левее торцом к нам, красиво блещут позолотой буквы: «Сынам и дочерям твоим – благодарная Тимирязевка».
Другая - большая стена, на которой изображены – работа в тылу, сражения на фронте уход добровольцев и радость победы и две даты 1941-1945 годы и сам мемориал, где указаны фамилии тех, кто ушел на фронт и не вернулся. Этот мемориал, созданный к двадцатилетию победы и столетию основания вуза, именно и поставили на этом месте, где изначально, с первых дней войны, собирались те люди, которые навсегда ушли и не вернулись назад.
Голубое здание учебного корпуса №28, расположенное по адресу: ул. Прянишникова, 19, было занято гидростроителями с 1916 года. Перед началом войны оно начало перестраиваться, но стройка вынужденно была приостановлена, поэтому третий этаж, который мы сейчас можем наблюдать, появился лишь в послевоенное время.
Во дворе Института мелиорации в годы войны находились мастерские, где занимались изготовлением прицелов для снайперов, в том числе прицелов, которые шли и в партизанские отряды, и в осажденный Сталинград. Готовили как оптику, так и комплектующие, чинили приклады и стволы огнестрельных оружий.
Завод, кроме прицелов, изготавливал и взрывчатку, также чинил технику, в основном автомобили и грузовые автомобили: моторы, сами кузова. Сам завод и здание института, чтобы их не заметила вражеская авиация были закамуфлирован: над ним располагалась зеленая сетка, окна были закрашены мелом изнутри и закрыты черными светонепропускающими тканями и черной бумагой. Специально во дворах выше сетки ставились кусты, которые имитировали холм. Сам корпус был выкрашен не в голубой цвет, а в сине-черный, чтобы не бросаться в глаза.
Студенты истребительного батальона во дворе здания академии 1941 г.
На территории Опытных полей МСХА, на участке между дорогой, продлевающей улицу Прянишникова к Октябрьской ж/д. и склоном у Большой Академической, были вырыты семь противотанковых рвов, устроены окопы. В конце Лиственничной аллеи у Селекционной станции Нижнего Фермского пруда в центре Опытного поля были созданы металлические и бетонные Долговременные огневые точки (ДОТы), укрепленные части которых были обращены на север, в сторону Ховрина и Лихобор.
Для бойцов ПВО академия оборудовала столовую на перекрёстке 1-го Нижнелихоборского переулка и линии Октябрьской железной дороги. Так же на Опытных полях были установлены в вырытых окопах огневые установки ПВО – зенитные орудия, с которых обстреливали самолёты люфтваффе, совершавшие ночные налёты на Москву.
Линия Обороны протянулась вдоль западных границ МСХА, по линии Тимирязевского парка, Садовых прудов, Академического вала у современных улиц Приорова и Новой Ипатовки.
В те минуты остро ощущалось, что Москва стала в полном смысле слова прифронтовым городом — на речке Лихоборка слышалась артиллерийская команда:
— Батареей по противнику — огонь!
Дальнобойные орудия на опытных полях Тимирязевки 1941 год.
В начале Лиственничной аллеи находится учебный корпус №3. Агрономический факультет его занимает с 1928 года. Здание построено архитектором, который сам стал жертвой бомбардировки Москвы в 1942 году, Евгением Васильевич Шервинским.
С октября 1941 года в нем размещались военные казармы, а также различные запасные штабы и части тех военных подразделений, которые были расквартированы. Почти все военнослужащие были связаны с расквартированием в этой местности и им выделили этот корпус. Почему именно здесь? Сами агрономы, студенты и преподаватели (те, кто не ушел воевать) отправились в эвакуацию в Самарканд, поэтому здание было полностью свободно. Его относительно просторные и камерные помещения были идеальны, чтобы размещать в них группы для жилья по 6-7 человек.
Наверху здания можно заметить белые козырьки на белых столпах. Это бывшие до Великой Отечественной войны солярии, которые обратили в наблюдательные вышки для ПВО. Необычная планировка корпуса в форме трехконечного креста была удобна тем, что не создавала воздушных потоков вокруг здания для хранения аэростатов, которые поднимали воздух на территории вуза, чтобы люфтваффе не могла пролетать на низкой высоте и вести прицельную бомбардировку.
За корпусом располагается маленький тенистый сквер. Там в 1941-1943 годах размещалась танковая мастерская на открытом воздухе. Главная задача мастерской была починка танков и всех комплектующих.
Тимирязевский проезд, дом №2. Здесь в 1941-1942 годах были Запасной (резервный штаб) эшелон 20 Армии, штаб Народного ополчения, в 1941-1944 годах Взрывчатая лаборатория. Организованная в начале войны Химическая лаборатория по инициативе доцента Ф.П. Платонова изготавливала для партизан безопасные в обращении капсулы – взрыватели нажимного действия. Притом часть материала – светлую глину, нужного для производства капсюль, нашли рядом с территорией Академии. Этим был произведен прорыв в партизанском движении.
Часть здания заняла Оптическая мастерская, созданная на базе стекольной мастерской МСХА. Было налажено производство превосходных по качеству и сверх нужной на войне вещи – оптических прицелов для военной техники и снайперов.
В четырех зданиях общежитий Тимирязевской академии (12, 14, 16 и 18) находился крупнейший в СССР госпиталь №2386. Госпиталь здесь появился в первые дни Второй мировой войны, в сентябре 1939 года, когда Советский Союз и Германия делили территорию Польши и Литвы.
В дальнейшем грянула Вторая мировая война. Почему госпиталь расположился именно здесь? Октябрьская, Рижская, Савеловская, Окружная железные дороги – трассы, по которым санитарные составы могли довезти тяжело раненных прямо с фронта до Москвы, располагались недалеко от этих зданий. Специальные санитарные трамвайные пути были подведены к подъездам четырех этих общежитий.
Их крыши к тому времени были перекрашены в белый цвет и на них был изображен крупный крест, чтобы враг знал, что это госпиталь и эти здания нельзя бомбить – такой этикет военного времени. И хоть нацисты его не соблюдали, но это общемировое правило было введено еще в годы Первой мировой войны.
Итак, во-первых, удобно доставлять тяжелораненных. Во-вторых, это Тимирязевская академия – вуз с богатой коллекцией лекарственных и эфиромасличных трав, необходимых в лечении. В-третьих, сотрудники академии, прежде всего агрохимики и плодоводы, имели навыки, пригодные для работы медицинскими сестрами.
На Лиственничной аллее рядом с общежитиями растут лиственницы. Ученый Тимофеев придумал, как из хвои этих деревьев делать экстракт, который достаточно быстро восстанавливал раненных. Это и сок, и лекарства, и мази, которые заживляли колото-резанные раны, помогали восстанавливаться хрящам. На основании разработок Тимофеева уже в наши мирные дни придумали делать шоколад с экстрактом лиственницы, который могут употреблять люди, страдающие диабетом.
В одних корпусах на излечении находились командиры (офицеры) среднего звена, в других высшего, в третьих – рядовые. Среди тех, кого выходили в стенах госпиталя, такие прославленные военачальники, как К.Рокоссовский, И.Еременко, Н.Берзарин, Д.Лелюшенко.
Военнослужащие, находившиеся на излечении в госпитале ТСХА.
Помощь и уход в госпитале все получали одинаковый. Иногда раненых приходилось спасать при авианалетах. От бомбардировок по случайности пострадали только нежилые здания, а два из них электроподстанция и магазин были разрушены прямыми попаданиями фугасов. Медсестры сутками не отходили от больных.
Некоторые даже для морального поддержания лечащихся прокалывали себе пальцы и капельками крови наводили румянец на щеки, чтобы бледные от недоедания и недосыпа женские лица казались здоровыми".
В настоящее время на одном из зданий бывшего госпиталя, общежитии №3 установлена мемориальная доска. Она появилась в 1990 года, ее автором стала работавшая в госпитале медсестра, архитектор Ольга Николаевна Бычкова. Доску было решено установить на корпусе, где находились самые знаменитые пациенты.
Служащие и раненные в госпитале ТСХА
В географическом центре Тимирязевки находится стадион. В октябре 1941 года при бомбардировке Москвы все здания стадиона сгорели. 25 мая – 3 июня 1945 года у стадиона был расквартирован Сводного полка Карельского фронта (в зданиях МСХА), участвовавший в дальнейшем в Параде Победы на Красной площади.
Стадион МСХА. 1940 г.
Репетиция полка проходила на Стадионе МСХА на Верхней аллее, где были выстроены макеты Мавзолея и зданий Красной площади.