Уникальная история аграрной науки России: транспорт и старейшие артефакты Тимирязевки

В истории становления отечественной агрономии Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева (исторически — Петровская Земледельческая и Лесная Академия) сыграл ключевую роль, став уникальным научным центром с полностью автономным хозяйством.

30 Август / 2025

В середине XIX века путь к стенам Петровской земледельческой и лесной академии, расположенной вдали от городской суеты, был настоящим испытанием. Студентам-первопроходцам приходилось добираться пешком через густые леса и поля. Нередко путникам угрожали даже голодные волки. Единственной относительно безопасной альтернативой были услуги извозчиков. Однако история транспортной доступности академии начала меняться с приходом инженерной мысли. В 1882 году на улицах Москвы появился диковинный по тем временам вид транспорта, который назвали паровиком. Маленький вагончик с несколькими пассажирскими вагонами стал настоящим спасением. Его путь пролегал от Бутырской заставы прямиком до Петровской земледельческой академии.

Вдоль этого необычного пути появились уникальные для Москвы сооружения – станции. Один из них, истинный архитектурный памятник инженерной мысли, возведенный в конце XIX века архитектором Ф. К., пережил реконструкцию под руководством Шервинского Евгения, получив новые чугунные элементы.

Примечательно, что до наших дней сохранился лишь подобный павильон, расположенный неподалеку от Сельскохозяйственной академии, на Красностуденческой улице. Включенный в перечень объектов культурного наследия регионального значения как «Чугунный павильон трамвайной остановки первой четверти XX века», он прошел полную реставрацию в 2018 году, вернув себе былое великолепие благодаря укреплению чугунных деталей и восстановлению утраченных элементов. Сам же «паровозик» уступил место прогрессу: в 1922 году его заменили более удобным и быстрым электрическим трамваем. С маршрутом в Тимирязевку связана и любопытная история из жизни Паустовского. В своих воспоминаниях он называл линию, которая проходит от Савеловского вокзала до академии, «самой легкой» в Москве. Во время работы кондуктором Паустовский проучил пассажира, который регулярно не оплачивал проезд – он предлагал расплатиться за билет сторублевой купюрой, зная, что ему не смогут дать сдачи. Когда пассажир в очередной раз сел в трамвай Паустовского и протянул крупную купюру, тот спокойно отсыпал ему заранее заготовленную гору мелочи. Мужчина был поражен и после этого случая стал исправно покупать билеты.

История развития транспортной инфраструктуры, к сожалению, иногда сопряжена с утратами. Когда решили продлить трамвайную линию в сторону Лихобор, на её пути встал храм Петра и Павла, закрытый ещё в 1927 году. Несмотря на то, что академик И.Э Игорь Грабарь, известный и авторитетный мастер, полагал, что церковь является архитектурным шедевром, отстоять её не удалось. Здание было разрушено ради сокращения пути движения транспорта, вместо церкви установлен памятник В. Вильямсу. Согласно легенде, когда-то в этом храме пел церковный хор юный царь Пётр Романов, а также он подарил храму книгу Священного Писания со своим автографом. Этот уникальный Апостол хранился в церкви до её уничтожения, а дальнейшая его судьба остаётся неизвестной. Наряду с утратами есть и сохранённые свидетельства прошлого. Так, флигель дома Разумовского был также приспособлен для нужд академии. Здание сохранилось до наших дней, хотя и потеряло часть своего убранства, были утрачены изящные балкончики, напоминая о прошедших эпохах и непрерывном преображении Тимирязевской академии.