В рамках Российской агропромышленной выставки «Золотая осень» в стенах РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева успешно состоялась проектная сессия, посвященная разработке новых образовательных программ по направлению «Ветеринария». Мероприятие объединило ведущих экспертов отрасли, представителей Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, бизнеса и академического сообщества для создания актуальных и востребованных стандартов подготовки ветеринарных специалистов. Мероприятие прошло при участии Федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 36.00.00 ветеринария и зоотехния.
10 Октябрь / 2025С приветственным словом к участникам обратились Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Ксения Леонидовна Шевелкина, Директор Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Вугар Алиевич Багиров, а также Директора Департамента ветеринарии Минсельхоза России Мария Викторовна Новикова. Они подчеркнули стратегическую значимость развития ветеринарного образования для обеспечения продовольственной безопасности страны и эффективного функционирования животноводства.
Проектная сессия началась с презентации примерной программы «Ветеринария», после чего слово было предоставлено представителям отраслевых союзов. Директор по связям с общественностью Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Мария Эдуардовна Жебит и директор службы развития ГК ВИК Любовь Сергеевна Бочарова внесли предложения по совершенствованию образовательных программ, основываясь на актуальных запросах рынка труда.
Дальнейшая работа проходила в формате командного взаимодействия по заранее определенным методикам. Модераторы помогали участникам структурировать предложения, а основная задача заключалась в детальной проработке различных «наборов элементов» примерной программы «Ветеринария», включая базовое ядро, профили, модули, практики и метанавыки.
Работа была организована по четырем ключевым группам, активное участие в работе приняли ректора аграрных вузов.:
Группа 1 – «Профили и компетенции»: Модерацию осуществлял Андрей Юрьевич Петров, тимлидом выступил заведующий кафедрой анатомии животных Санкт-Петербургского ГУВМ Михаил Валентинович Щипакин. Участники обсуждали оптимальные профили подготовки, обязательные базовые и отраслевые компетенции (работа в ФГИС, обращение с животными, компетенции в птицеводстве, свиноводстве, скотоводстве, госветнадзоре), а также пути соответствия требованиям профессиональных стандартов. Была проведена конструктивная критика действующих профилей и предложены пути их совершенствования.
Группа 2 – «Структура учебного плана»: Работу модерировала Александра Васильевна Кубышкина, тимлидом выступила Декан факультета ветеринарной медицины Алтайского ГАУ Лариса Вячеславовна Медведева. Эксперты дискутировали о соотношении социо-гуманитарных, фундаментальных и профессиональных дисциплин, необходимости включения новых предметов (управление процессами, экономика, KPI, ESG, биотехнологии), оптимальной структуре практик и требованиях к итоговой аттестации.
Группа 3 – «Практики, индивидуальные траектории, привлечение работодателей»: Модератор – Елена Павловна Верховская, тимлид – ректор Удмуртского ГАУ Андрей Александрович Брацихин. Здесь активно обсуждались базовые виды практик (учебные, производственные, клинические), механизмы включения реальных практик на предприятиях, системы наставничества, взаимодействия с бизнесом и интеграции зарубежного опыта в практическую подготовку студентов.
Группа 4 – «Цифровые решения и материально-техническое обеспечение»: Процесс модерировал Исхак Мансурович Фархутдинов, тимлидом был и.о. директора Института зоотехнии и биологии РГАУ-МСХА Сергей Владимирович Акчурин, сомодератором (экспертом) – Евгений Вячеславович Ваховский. В центре внимания находились вопросы интеграции цифровых компетенций и IT-решений (электронные истории болезни, системы «Меркурий», ИИ-диагностика) в образовательный процесс, востребованность дополнительных цифровых навыков и необходимое материально-техническое обеспечение вузов (учебные клиники, лаборатории, оборудование).
Проектная сессия завершилась формированием конкретных предложений по обновлению образовательных программ по ветеринарии. Участники выработали комплексный подход к формированию новых профилей и компетенций, предложили изменения в структуру учебных планов, определили ключевые элементы практической подготовки, а также обозначили требования к цифровым решениям и материально-техническому обеспечению. Эти наработки станут основой для создания современной и конкурентоспособной системы ветеринарного образования, отвечающей вызовам 21 века и потребностям агропромышленного комплекса.