Научная работа

Практика «Производственная технологическая» университета для подготовки магистров  по направлению 35.04.04 Агрономия направленности «Адаптивные системы земледелия» является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) и представляет собой форму организации учебного процесса, заключающегося в профессионально-практической

Цель практики: «Производственная технологическая» практика направлена на  получение профессиональных умений и навыков (опыта) в области сельского хозяйства  для  разработки стратегии развития растениеводства в организации на основе разработки технологий выращивания культур с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Задачи практики: научиться определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки при разработке технологий выращивания сельскохозяйственных культур; уметь  определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности при  выборе вида системы земледелия для сельскохозяйственной организации с учетом природно-экономических условий ее деятельности; уметь определять  и реализовывать приоритеты собственной деятельности при расчете объемов производства отдельных видов растениеводческой продукции исходя из потребностей рынка; использовать современные методы решения задач при разработке новых технологий производства продукции растениеводства;  приобрести навыки по обоснованию специализации и видов выращиваемой продукции сельскохозяйственной организации; научиться управлять коллективами и организовывать процессы производства продукции растениеводства с учетом  планирования урожайности сельскохозяйственных культур, оптимизации структуры посевных площадей для ресурсного обеспечения производственного процесса; уметь осуществлять технико-экономическое обоснование проектов по разработке мероприятий по управлению почвенным плодородием с целью ее повышения; решать задачи развития   направлений совершенствования и повышения эффективности технологий выращивания продукции растениеводства на основе научных достижений, передового опыта отечественных и зарубежных производителей; научиться  использовать современные методы решения задач при разработке новых технологий и  рассчитывать экономическую эффективность технологических приемов, удобрений, средств защиты растений; освоить методику  проведения  научных исследований, приобрести навыки по анализу результатов  и подготовке отчетных документов.

Требования к результатам освоения практики:  в результате освоения практики формируются следующие компетенции: УК- 5, УК-6; ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ОПК-5, ОПК-6.

Место проведения: Передовые с.-х. предприятия различных регионов России, научно-исследовательские учреждения, подразделения университета (Полевая станция, Центр точного земледелия).

Общая трудоемкость практики составляет 16  зач. ед. ( 576  час).

Промежуточный контроль по практике:   зачет с оценкой.

Практика «Производственная технологическая» университета бакалавров по направлению 35.03.04 Агрономия направленности «Агроменеджмент» является составной частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) и представляет собой форму организации учебного процесса, заключающегося в профессионально-практической подготовке

Цель практики: приобретение умения и навыков практической и организационной работы в сельскохозяйственных предприятиях или научных учреждениях и подразделениях университета по разработке и совершенствованию системы мероприятий по повышению эффективности производства продукции растениеводства.

Задачи практики:  научиться анализировать технологический процесс как объект управления; уметь обосновать технологии посева сельскохозяйственных культур и ухода за ними; использовать агрометеорологическую информацию при производстве сельскохозяйственной продукции; оценивать соответствие ландшафтных условий требованиям сельскохозяйственных культур; разрабатывать системы севооборотов, способы и приемы обработки почвы, в том числе по борьбе с сорной растительностью; обосновывать способы посева (посадки), приемы ухода за растениями, сроки и способы  уборки урожая сельскохозяйственных культур, первичной обработки растениеводческой продукции и закладки ее на хранение;  обеспечить безопасность труда при производстве растениеводческой продукции.

Требования к результатам освоения практики: в результате освоения «Производственной технологической практики» формируются следующие компетенции:      УК-2.1; УК-2.2; УК-2.3; УК-2.4; УК-8.2; ПКос-1.2; ПКос-2.1; ПКос-2.2; ПКос-2.3; ПКос-2.4; ПКос-3.1; ПКос-3.2; ПКос-4.1; ПКос-5.1; ПКос-5.2; ПКос-6.1; ПКос-7.1; ПКос-7.2 .

Место проведения: Передовые с.-х. предприятия различных регионов России, научно-исследовательские учреждения, подразделения университета (Полевая станция, Центр точного земледелия).

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требованиями по доступности.

Общая трудоемкость практики составляет  - 24 зач. ед. (864  часа).

Промежуточный контроль по практике: зачет с оценкой.

Для прохождения практики Университет заключил с Национальным университетом Узбекистана договор: открыт филиал кафедры земледелия и мод на биологическом факультете (договор академического содружества от 28.06.2017г.), договоры с ФГБНУ «Верхневолжский ФАНЦ» (договор №173 от 15.11.2016г.), ФГБНУ «ФИЦ Немчиновка» (договор № 42 от16.04.2018г.), ООО «Авангард-Агро» (договор от  2016 г.).

Студенты также проходят практику в научно-исследовательских учреждениях и вузах зарубежных стран – Германия, Голландия, Англия, Дания, а также фирмах «Сингента», «Август», «Щелково» и крупных агрохолдингах («Дмитровские овощи», «Малино», «Лукаморе»).

 «Научно-исследовательская работа»  аттестуется в форме защиты  отчета перед специально созданной комиссией кафедры. 

30 июня прошла Международная конференция «К 110-летию Длительного полевого опыта»

В 1912 году профессор Алексей Григорьевич Дояренко разработал и заложил уникальный опыт по изучению роли севооборота, бессменных посевов и чистого пара, удобрений и известкования в изменении параметров плодородия почвы и урожайности сельскохозяйственных культур. Спустя 110 лет ведущие ученые 11 стран обсудили научное наследие и перспективы развития Длительного полевого опыта, известного во всем мире как Московский стационар.

Символично, что открытие Международной научно-практической конференции прошло на площадке Длительного опыта с участием продолжателей дела выдающихся ученых - студентов Института агробиотехнологии. 

  Сборник материалов Международной научно-практической конференции

Как фундамент для углубления научных исследований по актуальным вопросам в области земледелия коллективом кафедры на протяжении многолетней истории формируются полевые стационары, которые решают проблемы современного агропромышленного комплекса. По основным разделам и научным направлениям были созданы и получили развитие научные школы нового поколения.

В 1912 году заложен Длительный полевой опыт МСХА А.Г. Дояренко, который оставался его научным руководителем до 1930г., научные исследования в котором продолжаются и в настоящее время, что является убедительным доказательством непреходящей роли длительных многофакторных экспериментов в развитии научного земледелия.

В длительном полевом опыте происходит компенсация части отклонений в действии и взаимодействии изучаемых и не изучаемых, но контролируемых факторов. Этот процесс уравновешивает базисный фон для вариантов опыта. В условиях стационара аккумулируется во времени действие, взаимодействие и последействие агротехники и изменения в окружающей среде. Это позволяет решать проблемы земледелия и экологии, специфические для конкретной почвенно-климатической зоны. Подобные стационары обеспечивают мониторинг гумуса, содержания и круговорота питательных веществ, особенно микроэлементов, а также динамику загрязненности почвы тяжелыми металлами, другими токсигенами и вредными для биосферы и человека веществами. На их педо- и агрофоне можно оценить системы земледелия и прогнозировать уровень возможных негативных последствий их применения. Действие многих  биологических и технологических факторов на плодородие почвы и продуктивность растений становится очевидным лишь по истечении десятков лет. Поэтому длительные многофакторные опыты – незаменимы для целей образования в качестве демонстрационного материала и «живых учебных пособий». Перечисленные достоинства длительных стационаров позволяют сделать вывод о необходимости сохранения их в качестве полевых лабораторий. Они должны быть доступны для ученых всего мира.

Цель функционирования Длительного опыта: проведение исследований по оценке эффективности минеральных удобрений и навоза, известкования в бессменных посевах и севообороте с вычленением их долевого участия в формировании продуктивности полевых культур, воспроизводстве органического вещества почвы, доступных для растений элементов минерального питания, физико-химических показателей плодородия почвы, активности почвенной биоты, регулировании фитосанитарного состояния посевов, определяющих устойчивость агроценозов к воздействию стресс-факторов, частота которых усилилась в эпоху глобального потепления климата.

Схема опыта позволяет выявить эффективность азотных, фосфорных и калийных удобрений, применяемых как отдельно, так и в возможных сочетаниях, изучить продуктивность растений в севообороте и при бессменном возделывании, раскрыть основные причины снижения урожая культур при возделывании их бессменно.

Длительный полевой опыт позволяет оценивать и прогнозировать влияние метеорологических условий на продуктивность сельскохозяйственных культур и эффективность факторов интенсификации земледелия. Многолетнее воздействие строго нормированных доз органических, минеральных удобрений и извести в различных погодных условиях способствует выявлению устойчивой направленности изменения почвенных процессов.

Оптимальное сочетание всех агроэкологических факторов в требуемых для сельскохозяйственных культур режимов с учетом их биологических требований, почвенно-климатических и погодных условий является одним из основных условий высокой продуктивности сельскохозяйственных культур и устойчивости земледелия.

Обработка урожайных данных за более чем 100-летний период проведения опыта методами математической статистики выявила наличие корреляционных связей продуктивности полевых культур с количеством осадков по месяцам вегетационного периода. Теснота этой связи по культурам различна. Это свидетельствует о неодинаковой эффективности факторов интенсификации земледелия в один и тот же год при возделывании сельскохозяйственных культур. Наличие длительного прогноза погоды позволит корректировать технологии производства различной растениеводческой продукции.

Углубление наших знаний о влиянии длительного применения минеральных удобрений и известкования на продуктивность агрофитоценозов и окружающую среду является важным для решения практических задач, стоящих перед земледелием, и теоретических вопросов повышения эффективности вносимых минеральных удобрений.

Таки образом, степень воздействия факторов интенсификации земледелия на почву и окружающую среду невозможно полно оценить без длительного мониторинга за состоянием и трансформацией различных показателей плодородия (органического вещества, динамикой содержания элементов минерального питания и др.), определяющий продуктивность и экологическую устойчивость как конкретных ландшафтов, так и экосистем в целом.

Кафедра стала базовой организацией по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и преподавателей по современным направлениям, связанными с реализацией инновационной образовательной программы Точного земледелия. В рамках реализации этой программы в 2007 году на базе Полевой опытной станции был создан учебно-научный Центр точного земледелия с целью организации и осуществления учебной, научно-исследовательской и инновационной деятельности на основе использования современных агротехнологий и принципов точного земледелия.

В настоящее время на кафедре функционирует оснащенная современными приборами лаборатория земледелия, что позволяет значительно повысить эффективность исследований.