Научная работа

Организация научных исследований в Институте экономики и управления АПК

Современные научные исследования Института экономики и управления АПК, в первую очередь, направлены на развитие и совершенствование образовательного процесса, повышение качества подготовки выпускников всех ступеней образования. Результаты фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ Института широко используются при разработке новых учебных курсов и программ, подготовке учебников и учебных пособий. Они также находят отражение в федеральных и региональных программах развития, законодательных и нормативных документах, государственной, экономической и социальной политике.

Научно-исследовательская работа в институте экономики и управления АПК проводилась по различным направлениям и в различных форматах. В институте продолжают свою научно-исследовательскую работу сложившиеся за многие годы и имеющие научный задел научные школы.

№ п/п

Наименование научной школы

Руководитель научной школы

Научные направления

1.                   

Развитие теории, методологии, методики и организации функционирования бухгалтерского учёта и отчётности в аграрной сфере в условиях интеграции с МСФО

Профессор Хоружий Л.И.

Разработка научных основ и практических предложений по информационному, учётному и финансовому обеспечению устойчивого развития агропромышленного комплекса.

2.                   

Статистика аграрного сектора

Доцент Уколова А.В.

Изучение статистического обеспечения исследования формирования доходов и воспроизводства сельского хозяйства в СНС, природопользования, развития сельских территорий, малого предпринимательства и страхования в сельском хозяйстве.

3.                   

Системный анализ, экономико-математическое моделирование, информационные системы и технологии в АПК.

Профессор Худякова Е.В.

Разработка и развитие методологии и теории системных исследований в аграрном секторе экономики, методов экономико-математического моделирования, информационных систем и технологий. Разработка информационных систем и технологий в экономике и менеджменте, совершенствование информационной инфраструктуры и информационного обеспечения управления хозяйствующими субъектами АПК; разработка систем поддержки принятия решений в управлении АПК.

4.                   

Инженерно-экономическая научная школа

Профессор Водянников В.Т.

Разработка перспективных направлений развития производственно-экономических отношений, новых методов и методик экономической оценки техники и технологий в АПК.
 Инновационное использование ресурсов сельскохозяйственных предприятий.

5.                   

Организация сельскохозяйственного производства

Доцент Ворожейкина Т.М.

Разработка предложений по развитию инвестиционной инновационной деятельности, рациональному использованию факторов производства, формированию кооперативных и интеграционных связей, повышению эффективности отраслей агропромышленного комплекса.

6.                   

Управление сельскохозяйственным производством и сельское консультирование

Профессор Кошелев В.М.

Проблемы управления АПК на федеральном, региональном и районном уровнях иерархии. Консультационная деятельность в АПК.

Анализ и управление инвестиционными проектами в АПК.

Менеджмент организаций в АПК.

7.                   

Аграрная экономика

Профессор Чутчева Ю.В.

Повышение эффективности и конкурентоспособности отраслей агропромышленного комплекса. Развитие инвестиционной и инновационной деятельности. Проблемы продовольственной безопасности и импортозамещения продукции.

8.                   

Экономика мирового сельского хозяйства

Доценты Мухаметзянов Р.Р., Джанчарова Г.К.

 

Разработка предложений по повышению эффективности агропромышленного производства, торговли и государственного регулирования аграрной сферы в условиях вступления России в ВТО.

9.                   

Теория и практика развития непрерывного профессионального образования

Профессор Кубрушко П.Ф.

Разработка и исследование эффективности применения адаптивных электронных образовательных ресурсов.

Развитие профессионально-педагогического образования. Система непрерывной методической подготовки педагогов профессионального обучения.

За последний год ученые Института провели ряд прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по следующим темам:

  • Информационно-аналитическая модель внутреннего аудита для целей обеспечения экологической безопасности организаций АПК
  • Оценка эффективности размещения производства органической продукции растениеводства в условиях формирования Зеленой экономики Российской Федерации
  • Глобальные вызовы устойчивого экономического роста сельского хозяйства: институциональные ответы
  • Разработка аппаратно-программного обеспечения системы оценки состава биологических образцов с применением нейросетевых алгоритмов
  • Картографическое моделирование влагозапасов почвенного покрова на основе комплексной геофизической влагометрии для целей цифрового орошаемого земледелия
  • Проект «Научно-исследовательские (академические) каникулы. «Сити-фермерство»
  • Проект «Инженерные каникулы» по направлению «Использование беспилотных летательных аппаратов и геоинформационных систем в современном агропроизводстве»
  • Проект «Разработка заданий и сопровождение практического этапа Московского конкурса межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал»
  • Разработка концепции цифровизации цепочки создания стоимости картофеля и овощей
  • Оценка экономической эффективности локальных источников энергоснабжения крупнотоварных предприятий АПК

Конференции, круглые столы, семинары

Результаты научно-исследовательской работы ведущих учёных института экономики и управления АПК находят своё отражение в публикациях монографий, статей в научных журналах мира, индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection и Scopus, журналах ВАК. Результаты научных исследований находят отражение в проводимых в институте конференциях и публикациях. Учёные института постоянно принимают участие в научных конференция различного уровня и прочих научных мероприятиях. Ежегодно на базе института проводится ряд научных конференций и мероприятий различного уровня.

  • Ежегодная мартовская 75-я Всероссийская студенческая научно-практическая конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Е.А. Богданова (23 секций)
  • Ежегодная июньская Международная научная конференция молодых ученых и специалистов, посвященная 135-летию со дня рождения А.Н. Костякова (6 секций)
  • I Международная конференция «Культура речи и деловое общение в современном информационном обществе»
  • III Международная конференция «Зеленая экономика в контексте устойчивого развития АПК» (12 секций)
  • Научный форум «Экономика, управление и цифровые технологии в АПК – 2022» (16 секций)
  • Всероссийская конференция молодых исследователей «АГРАРНАЯ НАУКА – 2022»
  • Национальной научной конференции «Современные направления статистических исследований»
  • Олимпиады по различным направлениям подготовки и предметным областям экономической науки.

Подготовка научных кадров

Кадровый потенциал для выполнения научно-исследовательской работы в Институте экономики и управления АПК представлен членом-корреспондентом Российской академии образования (профессор Светлов Николай Михайлович), членом-корреспондентом Российской академии образования (профессор Кубрушко Петр Фёдорович), 34 докторами наук и 117 кандидатами наук.

В Институте экономики и управления АПК ведётся комплексная работа по подготовке научных кадров высшей квалификации. В рамках сложившихся научных школ проводят свои исследования не только преподаватели, но и аспиранты, докторанты и соискатели института. Численность аспирантов и соискателей института по всем направлениям подготовки составляет 96 человека. Аспиранты, соискатели и докторанты принимаются в Институт по следующим направлениям: 

1) направление подготовки 5.2 Экономика по научным специальностям 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика, 5.2.5. Мировая экономика, 5.2.6. Менеджмент.

2) направление подготовки 2.3 Информационные технологии и телекоммуникации по научным специальностям 2.3.1. Системный анализ, управление и обработка информации, 2.3.3. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами, 2.3.8. Информатика и информационные процессы

3) направление подготовки 5.1 Право 5.1.2. по научным специальностям Публично-правовые (государственно-правовые) науки

4) направление подготовки 5.3 Психология 5.1.2. по научной специальности 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии

5) направление 5.8 Педагогика 5.8.7. по научной специальности Методология и технология профессионального образования

Все аспиранты проходят педагогическую практику, во время которой совершенствуют навыки преподавательского мастерства. Аспиранты участвуют в научно-исследовательских разработках своей кафедры и факультета в целом, апробируют результаты диссертационных исследований во время выступлений на научных конференциях, публикуют научные статьи и учебно-методические материалы.

В ИЭУ АПК действует диссертационный совет:

  • Диссертационный совет 35.2.030.04 по научной специальности: 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика (экономические науки) Председатель – Хоружий Людмила Ивановна.

Научная работа студентов

В институте организована научная работа со студентами и магистрантами в рамках кафедральных студенческих научных обществ. Студенты магистры и бакалавры ведут научную работу в ходе выполнения курсовых, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций, а также занимаясь в студенческих научных кружках и других организациях студенческого научного творчества. Студенты также могут выступать с докладами на научных конференциях и делать публикации в сборниках работ молодых учёных. В целом, к научной работе на факультете в той или иной форме привлечены более 800 студентов. Объём и качество получаемых в процессе обучения знаний позволяют студентам выполнять научные работы на высоком профессиональном уровне.

С созданием в 1865 году Петровской земледельческой и лесной академии (ныне РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева), первого в России высшего учебного заведения нового типа, подготовка специалистов в области экономики сельского хозяйства получила научную направленность. Уже в первом учебном плане Петровской академии, утверждённом лично императором Александром вторым в качестве самостоятельных дисциплин значились политическая и сельскохозяйственная экономия. Они были введены на правах основных дисциплин при обучении студентов. Одновременно с этим были созданы соответствующие кафедры.

Программы этих дисциплин были тесно связаны между собой. Характерной особенностью преподавания политической экономии было то, что оно в максимальной степени приближалось к аграрному профилю вуза и преследовало цель научить студентов повышать доходность имений, где им предстояло работать.

Важное значение придавалось изучению экономики сельского хозяйства. В 1870 году в речи на годичном акте директор академии Н.Ф. Королев подчеркнул «Один из главных специальных предметов – сельскохозяйственная экономия. Конечной целью обучения в Петровской академии является приобретение знаний для того, чтобы поставить доходность поземельной собственности в прямую зависимость от распорядительности, образованности, знаний и умения заставить работать в свою пользу силы природы, пользоваться выгодами, предоставляемыми данной местностью».

Примечательно то, что в тот же период кафедра сельскохозяйственной экономии одновременно руководила фермой и при участии других кафедр составила организационный план опытного поля и фермы академии. Данные по ферме широко использовались на практических занятиях со студентами.

Указанные курсы преподавали известные учёные того времени. Политическую экономию – профессора М.П. Щепкин, И.И. Иванюков, Н.А. Карышев, В.Я. Железнов, сельскохозяйственную экономию – А.П. Людоговский, А.Н. Шишкин, К.А. Вернер, А.Ф. Фортунатов.

С 1872 года была введена практика студентов по преимуществу в крупных помещичьих имениях. В качестве отчёта о практике каждый студент должен был представить подробное описание фактического состояния имения и план необходимых улучшений для повышения его доходности. Такой подход давал возможность не только теоретически ознакомиться с сельскохозяйственной экономией, но и проявлять свои знания по другим дисциплинам, приложить их практически в реальном хозяйстве.

В тот период в академии активно проводились научные исследования с публикацией их результатов в различных трудах, что способствовало росту авторитета профессоров-экономистов не только в академии, но и за её пределами, особенно со стороны помещиков, которые стали часто обращаться к экономическим кафедрам с просьбой дать консультации по повышению доходности имений, оценки земель и т.п.

В 1885 году был осуществлён переход от системы государственных экзаменов к защите дипломных работ. Хранящийся в архиве список тем дипломных работ свидетельствует о том, что они готовились не по технологическим и техническим вопросам, а по организационно-экономическим. Это ещё раз подтверждает важность экономических наук в окончательном формировании профиля агронома.

В 1888 году было положено начало подготовки молодых учёных по экономическим наукам.

После Октябрьской революции 1917 года возникла острая необходимость в усилении экономической подготовки специалистов для села, выпуска экономистов-аграрников. И тогда в апреле 1920 года принимается решение об открытии при Петровской академии экономического отделения с секциями: кооперативной, общественной агрономии, экономики и статистики, организации хозяйства. Деканом отделения избирается профессор В.Я. Железнов.

Большая заслуга в создании и становлении факультета, в развитии экономической науки принадлежит профессору А.В. Чаянову. По его предложению экономическое отделение решением Коллегии Главпрофобра РСФСР от 9 октября 1922 года преобразуется в экономический факультет. Он был членом Госплана первого состава, директором созданного им НИИ сельскохозяйственной экономии и политики, заведующим кафедрой организации сельского хозяйства. Вполне заслуженно А.В. Чаянова можно назвать одним из основателей экономического факультета.

 Значительный вклад в создание и развитие факультета внёс профессор Н.Д. Кондратьев, который руководил кафедрой экономической политики и читал несколько самостоятельных курсов. Среди них такие как «Закономерности статистики, циклической динамики и социогенетики», «Исследование «больших» экономических циклов или длинных волн конъюнктуры», «Вопросы планирования экономики», «Аграрные проблемы», «Общая теория систем («совокупностей»)» и другие.

Организованный по его инициативе Конъюнктурный институт получил признание как в нашей стране, так и за рубежом. 

Созданию факультета в те годы придавалось исключительно важное значение. Об этом говорит то, что учебный план рассматривался и утверждался на заседаниях коллегии Наркомзема, Главпрофобра и Государственного Учебного Совета. Первым деканом факультета был назначен член Коллегии Наркомзема профессор П.А. Месяцев. На заседании ГУС утверждался и список профессоров и преподавателей. На момент открытия факультета на кафедрах работало 15 профессоров и 20 преподавателей.

О важности подготовки экономистов аграрного профиля свидетельствует и тот факт, что, несмотря на огромную занятость государственными делами, Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин присутствовал на открытии факультета и первом выпуске организаторов-экономистов и выступал перед участниками собраний, посвящённых этим событиям.

Для обеспечения учебного процесса по подготовке экономистов были определены 13 кафедр: политической экономии; сельскохозяйственной экономии; экономической политики в России и на Западе; сельскохозяйственной и земельной политики в России; организации сельскохозяйственных предприятий; экономической географии; землеустройства и землепользования; статистики; истории хозяйственного быта и экономических учений; теории исторического материализма; теории права и государства; кооперации; финансовой науки.

На кафедрах работали многие известные учёные: профессора А.Я. Мирошкин, П.А. Вихляев, П.И. Лященко, А.А. Рыбников, А.А. Боголепов, Н.П. Макаров, А.Н. Челинцев, А.А. Мануйлов, Н.П. Назаров, М.М. Соколов.

Серьёзные изменения в экономическом образовании произошли в начале 30-х годов в связи с передачей вузов в ведение отраслевых хозяйственных объединений Наркомата земледелия СССР, специализации учебных заведений по отраслевому признаку, приведения самой системы образования в соответствие с экономическим районированием страны, хозяйственным и культурным строительством национальных районов.

Преемником экономического факультета стал факультет экономики и планирования, созданный в 1930 году в составе Московского института растениеводства имени К.А. Тимирязева (МИРТ).

Поворотным пунктом в истории факультета стал 1934 год. Постановлением СНК СССР с 1 сентября восстанавливается статус Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева. Экономический факультет вновь занимает достойное место в её структуре. В этом же году открывается аспирантура по подготовке научно-педагогических кадров по различным направлениям экономической науки. На следующий год организуются краткосрочные курсы для повышения квалификации руководителей и специалистов сельского хозяйства, в работе которых активное участие принимали преподаватели экономического факультета.

В период реконструкции сельского хозяйства остро встал вопрос о повышении его эффективности. Учёные факультета исследовали основные пути повышения продуктивности этой жизненно важной отрасли, такие как: рациональное размещение производства, концентрация и установление оптимальных размеров предприятий, развитие кооперации в сельском хозяйстве, методология планирования, научная организация труда.

Суровые испытания выпали на долю коллектива экономического факультета в годы Великой Отечественной войны. Многие преподаватели, аспиранты, студенты и сотрудники факультета, верные чувству патриотического долга, добровольно ушли в ряды защитников отечества.

В числе первых вступил в ряды добровольцев народного ополчения, а затем стал бойцом Красной Армии декан экономического факультета доцент И.Н. Некрасов. Иван Николаевич погиб в бою под Смоленском, там, где летом и осенью 1941 года решалась судьба Родины. С первых дней войны воевал С.С. Сергеев, будущий академик ВАСХНИЛ.

В рядах защитников Отчизны находились профессора С.Г. Колеснев, И.С. Кувшинов, многие будущие студенты Тимирязевки, ставшие затем педагогами, известными учеными, руководителями кафедр, факультета и академии в целом. Это профессор М.Н. Громов, В.А. Добрынин, П.П., Дунаев, М.И. Синюков, И.А. Смирнов, Е.Б. Хлебутин, А.Г. Шмаков.

Несмотря на лишения тех лет, скудность средств, нехватку профессорско-преподавательского состава факультет продолжал выполнять свою основную задачу – подготовку агрономов-экономистов, а также обновление знаний работников сельского хозяйства.

Уже в 1945 году в академии создаётся факультет повышения квалификации руководителей и специалистов МТС, районных земельных отделов, колхозов и совхозов. Лекции и практические занятия по вопросам Устава сельхозартели, управления и организации труда в хозяйствах, составления организационного плана проводили профессора и преподаватели экономического факультета.

В послевоенные годы на факультете произошли заметные изменения – была развёрнута подготовка экономических кадров для стран Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Более 700 иностранных граждан из 80 стран мира получили диплом специалиста или кандидата наук экономического профиля.

В связи с тем, что в учебном плане по обучению агрономов-экономистов наблюдалась перегрузка общенаучными и технологическими дисциплинами, а их подготовка в области экономики, организации, планирования и управления сельскохозяйственным производством заметно отставала от новых требований к специалистам этого профиля, был осуществлён переход к выпуску экономистов-организаторов вместо агрономов-экономистов.

В конце 50-х годов на факультете открывается отделение по подготовке специалистов высшей квалификации по бухгалтерскому учёту и анализу хозяйственной деятельности. В учебном плане по этой специальности были сняты общенаучные дисциплины (физика, химия, ботаника с целью исключений дублирования средней школы), усилена математическая, общеэкономическая и статистическая подготовка. Стержнем подготовки специалистов нового этапа стал цикл дисциплин по бухгалтерскому учёту, финансам и кредиту, анализу хозяйственной деятельности, ревизии и контролю. 

В 1967 году открывается отделение экономической кибернетики и кафедра с таким же названием, призванные готовить экономистов-математиков для сельского хозяйства. Учебный план предусматривал фундаментальную подготовку по высшей математике, теории вероятности, математической статистике, математическому программированию, системному анализу, межотраслевому балансу. Важное место отводилось таким дисциплинам, как моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве, система обработки экономической информации и АСУ в отрасли, применение ЭВМ в планово-экономической работе. 

К этому периоду относится создание первой в аграрных вузах страны кафедры управления сельскохозяйственным производством. Она послужила основой для организации курсов повышения квалификации руководящих работников министерств и ведомств, преподавателей и вузов и техникумов, научных сотрудников, а затем Высшей школы управления сельским хозяйством МСХ СССР, открытие которой состоялась 1 октября 1975 года. Таким образом, в Тимирязевке в миниатюре была представлена вся система послевузовского аграрного образования. Отличительной особенностью учебных планов факультета было то, что они носили индивидуальный характер в отличие от остальных сельскохозяйственных вузов, работавших по типовым учебным планам. В то же время опыт работы факультета широко использовался при организации новых экономических факультетов. На факультете впервые были разработаны сквозные программы экономической подготовки, охватывающие все виды учебных занятий (лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, учебная, организационно-технологическая и производственная практики, научные студенческие конференции, курсовое и дипломное проектирование). 

В те годы экономический факультет Тимирязевки превратился в крупный центр подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру. Защита диссертации на присуждение учёных степеней проводилась почти по всем научным направлениям экономического профиля. 

Руководство факультета в течение этого периода большое внимание уделяло совершенствованию учебного процесса (повышение качества лекций, семинаров и практикумов, активизация самостоятельной работы студентов и т.д.), а также подготовке добротных учебников и учебных пособий. 

Новые возможности совершенствования учебно-методической работы создавали учреждённые в этот период на ряде кафедр межвузовские методические кабинеты. Они стали обобщать и распространять передовой опыт учебно-методической работы соответствующих кафедр сельскохозяйственных вузов, проводить межвузовские семинары, издавать подготовленные рабочими группами преподавателей ряда вузов оригинальные методические разработки. Факультет широко использовал организации выездных учебных занятий в филиалах кафедр на производстве. 

Значительная работа проводилась учёными факультета по пропаганде экономических знаний в органах управления сельским хозяйством и непосредственно на предприятиях, внедрению рекомендаций учёных в практику работы хозяйств. Большое внимание уделялось кооперации с научно-исследовательскими институтами, вузами и внутривузовской кооперации. 

Успешно развивались различные формы научно-технического сотрудничества учёных факультета с зарубежными странами. Многие профессора и преподаватели участвовали в совместных исследованиях, выступали на международных конференциях, публиковали совместные статьи и монографии. 

Кафедры факультета вели научно-исследовательскую работу по проблемам расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, специализации и сочетания отраслей, повышения уровня и эффективности и интенсификации, совершенствования организации и управления, методики исчисления полных затрат труда и снижения издержек производства, развития статистической методологии и экономико-статистического анализа сельскохозяйственного производства.

Значительный вклад в подготовку специалистов, издание учебной и методологической литературы, организацию научных исследований по актуальным проблемам развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей внесли учёные, работающие под руководством заведующих кафедрами и деканов факультета.

Весомый вклад в развитие агроэкономического образования и науки внесли такие учёные доктора экономических наук профессора как: В.С. Немчинов, известный экономист – статистик, академик АН СССР и ВАСХНИЛ, лауреат Ленинской и Государственной премий, почётный член Английского королевского статистического общества, член коллегии ЦСУ СССР, заведующий кафедрой статистики, директор академии, член Президиума АН СССР, организатор Центрального экономико-математического института, автор первых учебников по статистике; С.Г. Колеснев, крупный учёный экономист аграрник и педагог, академик ВАСХНИЛ, член – корреспондент академии сельскохозяйственных наук в Берлине, Заслуженный деятель науки РСФСР, заведующий кафедрой организации сельскохозяйственных предприятий, директор академии, член экспертных советов Госплана СССР, Главвыставкома ВДНХ СССР, автор первого в стране учебника «Организация сельскохозяйственных предприятий», удостоенного премии ВАСХНИЛ и переведённого в 6 странах. А.А. Никонов, видный учёный экономист и организатор науки, академик РАН и РАСХН, член ряда зарубежных академий, Заслуженный деятель науки РФ, президент ВАСХНИЛ, заведующий кафедрой прогнозирования и планирования АПК; выпускники МСХА: Г.И. Лоза, академик ВАСХНИЛ, Заслуженный деятель науки РСФСР, декан, проректор по научной работе, ректор академии; М.И. Синюков, академик ВАСХНИЛ, Герой Социалистического Труда, заведующий кафедрой организации сельскохозяйственного производства, проректор ТСХА, ректор Высшей школы управления МСХ СССР, ректор академии, член Президиума ВЦСПС, Президент Международной ассоциации работников аграрных вузов; С.С. Сергеев, академик ВАСХНИЛ, заведующий кафедрой статистики, декан экономического факультета, автор учебников по статистике; Г.И. Будылкин, академик ВАСХНИЛ, заведующий кафедрой управления сельскохозяйственным производством, ректор Высшей школы управления АПК, автор первого учебника для вузов по управлению; В.А. Добрынин, академик ВАСХНИЛ, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой экономики сельского хозяйства, декан экономического факультета; Е.Б. Хлебутин, член – корреспондент РАСХН, Заслуженный деятель науки РСФСР, заведующий кафедрой мирового сельского хозяйства, проректор по научной работе, начальник Главка сельскохозяйственной науки и пропаганды МСХ СССР; И.С. Кувшинов, Заслуженный деятель науки РСФСР, заведующий кафедрой экономики сельского хозяйства, декан факультета; С.Ф. Демидов, первый заместитель Председателя Госплана СССР, заведующий кафедрой планирования сельского хозяйства, автор учебника «Планирование народного хозяйства»; Р.Г. Кравченко, один из основоположников применения экономико-математических методов и моделирования в аграрном секторе экономики в нашей стране, организатор отделения кибернетики и соответствующей кафедры, первый директор ВНИИ кибернетики МСХ СССР; М.Н. Громов, организатор и руководитель кафедры труда в сельском хозяйстве, активный участник разработки аккордно-премиальной системы оплаты труда в СССР, автор первого учебника по научной организации труда. Свыше 30 лет руководил кафедрой политэкономии профессор А.С. Иванов, являющийся автором более 170 научных и методических работ, общим объёмом более 100 п.л. Под его руководством защищено 29 кандидатских диссертаций. 

Немалые заслуги перед факультетом имеют А.Г. Шмаков, П.П. Дунаев, М.П. Тушканов, В.А. Удалов – деканы экономического факультета, а также профессора А.В, Беляев, А.Я. Важов, М.П. Василенко, П.А. Грандицкий, Ю.Б. Королев, М.А. Никифоров, В.М. Обуховский, А.К. Пастухов, И.М. Прокофьев, Н.Г. Рак, И.А. Смирнов, В.Н Солопова, Е.С. Церлевская, М.Я. Штейман.

В связи с переходом России в конце XX в. к новым производственным отношениям, проведением крупных социально-экономических преобразований в агропромышленном комплексе, существенно изменились требования к специалистам экономического профиля и вообще к специалистам АПК. На первый план выдвинулись проблемы, связанные с созданием нового хозяйственного механизма и системы управления предприятиями (организациями) АПК в условиях рыночных отношений. На этом этапе многое было сделано по разработке новых учебных планов и программ, модификации учебного процесса, улучшению методического, материально – технического и кадрового обеспечения, проведению научных исследований актуальных аграрно-экономических проблем. 

Составлено по: 90 лет экономическому факультету Тимирязевки: Информационное издание / Коллектив профессорско-преподавательского состава экономического факультета. М.: Издательство РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева, 2012. 13 с.