Часть VII. Безвозвратные потери

Главный аграрный для главной Победы! Продолжаем рассказ о жизни тимирязевцев в годы Великой Отечественной войны.

10 Апрель / 2025

Уже в первые месяцы войны Тимирязевка стала терять своих лучших сыновей. Вместе с лошадьми в полном составе на фронт ушли, отдав свои жизни в борьбе с врагом, сотрудники учебно-опытной конюшни МСХА во главе с капитаном кавалерии, прекрасным всадником и любимцем студентов Николаем Александровичем Маргойтом. В последующем тимирязевские конники под командованием Н.А. Маргойта были включены в 1-й отдельный кавалерийский корпус легендарного генерала Л.М. Доватора, защищавшего Москву. В 1990-е годы в нашей научной литературе стал муссироваться тезис о том, что командование Красной армии готовилось воевать с вермахтом, выставив лошадок против немецких танков.

Однако если разбираться в этом вопросе, то преимущество кавалерии в годы Великой Отечественной войны заключалось в другом: только кавалеристы могли осуществлять разведку, быстро передвигаясь на приличные расстояния; лошади могли преодолевать препятствия на пересеченной местности, где не могли пройти танки; кавалеристы могли внезапно появляться на флангах и в тылу противника. Все эти достоинства кавалерии сполна были воплощены тимирязевскими конниками. Конный корпус генерала Л.М. Доватора, где служил Н.А. Маргойт и его боевые товарищи, громил отступающих из-под Москвы немцев, в полной мере реализовав все преимущества кавалерии в зимних боях перед деморализованным и плохо снабжаемым противником. В тяжелых боях под Москвой 21 октября 1941 г., осуществляя конную разведку, пал капитан Н.А. Маргойт. По имеющимся данным, в подмосковном местечке Дорохово его сразила пуля немецкого снайпера.

К концу 1942 г. большинство сотрудников учебно-опытной конюшни погибло. Встал вопрос о дальнейшей судьбе этого подразделения в составе академии. Только благодаря помощи легендарного командарма С.М. Буденного конюшня академии сохранила несколько кобыл и жеребцов редких пород для воспроизведения. А в честь погибшего кавалериста уже после войны кафедра коневодства Тимирязевской академии неоднократно организовывала соревнования по конкурсу памяти Николая Маргойта. Местом их проведения служил Хамовнический плац.

Из тимирязевских конников живым вернуться с фронта удалось участнику Первой мировой войны, ставшему потом «военспецом» в составе Красной армии Владимиру Петровичу Шамборанту. Вернувшись домой инвалидом, он обессмертил свое имя, став в СССР ведущим селекционером лошадей чистокровной ахалтекинской породы.

После тяжелого ранения был демобилизован Александр Александрович Никонов – в будущем доктор экономических наук, академик, президент ВАСХНИЛ (1982-1984). Зимой 1941 г. он в звании майора командовал батальоном лыжников. Врачам удалось спасти его жизнь, только удалив часть легкого.

Война забрала Василия Ивановича Фролова – талантливого тимирязевца, одного из лучших спортсменов не только Тимирязевки, но и всех сельхозвузов СССР. Член комсомольского бюро, председатель совета ДСО «Урожай», участник ВСХВ, он погиб, находясь в глубокой разведке, будучи заброшенным за линию фронта в город Борисов Минской области. Так как точное место его гибели неизвестно, официально В.И. Фролов признан пропавшим без вести.

Только за шесть месяцев 1941 г. академия потеряла по неполным данным 90 человек, в том числе 75 человек пропали без вести. Можно сказать, что за один месяц погибало 15 тимирязевцев. На стеле мемориала, расположенного на верхней террасе Тимирязевского парка, рядом с надписью «Сынам и дочерям своим, отдавшим жизнь за Родину, благодарная Тимирязевка» выбиты имена павших на войне преподавателей, студентов и сотрудников.

Потери несла Тимирязевка и в 1942 г. В боях за Родину погиб доцент кафедры почвоведения, молодой талантливый педагог и ученый Полуэкт Григорьевич Захаров. В начале 1942 г. добровольно вступил в армию, участвовал в боях на Западном фронте комиссаром батальона, был тяжело ранен и 25 апреля 1942 г. скончался в 229-м госпитале от ран. В боях с захватчиками под Великими Луками вражеская пуля сразила выпускника плодоовощного факультета Расима Решитовича Цугбу. Погиб в танке от прямого попадания вражеского снаряда студент зоотехнического факультета Владимир Васильевич Плуталов.

В первые месяцы войны при отступлении и больших потерях учет численности действующего состава армии не поспевал за реальной ситуацией. Целые подразделения терялись в окружении, попадали в плен или уничтожались. При каждом быстром отступлении на поле боя оставались «пропавшие без вести». Нет обстоятельств гибели, нет мест захоронения, нет даже имени. Подчас бойцы не успевали и узнать друг друга. «Пропал без вести» – под этой формулировкой часто скрывали попавших в плен. В то время плен был приравнен к предательству. Формулировка «пропавший без вести» не удовлетворяла родственников. Однако не только потому, что не давала равных прав в материальном обеспечении с родственниками официально погибших. Она была тяжела и в моральном отношении. И это несмотря на то, что в биографиях данные о гибели приводятся, не имеется только точных данных о месте и дате захоронения.

По найденным солдатским медальонам удалось опознать еще одного тимирязевца – Андрея Сергеевича Павильонова, отдавшего жизнь за Родину на вяземском направлении, но сорвавшего планы гитлеровцев по стремительному продвижению к Москве.

По материалам Монографии «Тимирязевская академия в годы Великой Отечественной войны».

Авторы: Ректор РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, академик РАН, профессор В.И. Трухачев,

Председатель Совета ветеранов РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, доктор экономических наук, профессор Ю.И. Агирбов,

Заведующий кафедрой истории РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева, доктор исторических наук, доцент А.Б. Оришев.