Часть XV. Полководцы в госпитале

Главный аграрный для главной Победы! Продолжаем рассказ о жизни тимирязевцев в годы Великой Отечественной войны.

21 Апрель / 2025

В госпитале было специальное отделение для лечения высшего командного состава. Среди тех, кто здесь лечился, были прославленные полководцы К.К. Рокоссовский и А.И. Еременко, будущий комендант Берлина Н.Э. Берзарин. Отбывая на фронт, он сфотографировался и подарил тимирязевцам снимок, который хранится в Музее истории Тимирязевской академии.

Больше всех сотрудникам госпиталя запомнился К.К. Рокоссовский. Командующий 16-й армией был ранен осколком разорвавшегося на улице снаряда 8 марта 1942 г. От сильного удара в спину командарма отбросило на середину комнаты. Сознание он не потерял… В тот же день К.К. Рокоссовского эвакуировали санитарным самолетом в Москву в эвакогоспиталь СЭГ-2386. Сотрудников госпиталя он удивлял тем, как мужественно переносил страдания после тяжелейшего ранения. Сам генерал так вспоминал свое пребывание в госпитале: «В госпитале я почувствовал, каким вниманием и любовью окружает наш народ пострадавших в боях воинов родной армии. Не было дня, чтобы кто-то нас не посетил. Раненых буквально засыпали подарками и письмами. Нас навещали рабочие и работницы, колхозники, писатели, корреспонденты газет, артисты и художники. Осторожно заходили пионеры в красных галстуках, с сияющими глазами. Эта трогательная забота была лучшим лекарством, хотя администрация госпиталя и старалась сдерживать поток дорогих наших друзей». Эти слова подчеркивают не только высокий уровень медицинской помощи, но и ту атмосферу заботы и поддержки, которая царила в госпитале, что способствовало выздоровлению раненых.

Л.И. Зверева – медицинская сестра, непосредственно ухаживавшая за К.К. Рокоссовским, вспоминала, что он был очень терпелив, никогда «не капризничал» в еде. Когда ему приносили заявку на заказ меню следующего дня, отдавал ее не глядя, говоря, что принесете, то и хорошо. Именно здесь, на территории академии, случился «роман» Константина Константиновича со знаменитой артисткой Валентиной Серовой. Старшая медсестра госпиталя Любовь Ильинична Зверева на этот счет вспоминает, что медперсоналу было запрещено пускать Серову в палату к герою войны. Возникла даже легенда о том, что Сталину донесли об этих отношениях, поинтересовавшись: что же будем делать с Рокоссовским? Вождь якобы вынул изо рта трубку, чуть подумал и сказал: «Что будем, что будем… завидовать будем!»

Характерно, что о маршале А.И. Еременко в госпитале осталась несколько иная память. Имея множественные осколочные ранения ног, он с трудом переносил свое положение, был раздражителен, придирчив и подозрителен.

По материалам Монографии «Тимирязевская академия в годы Великой Отечественной войны».

Авторы: Ректор РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, академик РАН, профессор В.И. Трухачев,

Председатель Совета ветеранов РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, доктор экономических наук, профессор Ю.И. Агирбов,

Заведующий кафедрой истории РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева, доктор исторических наук, доцент А.Б. Оришев.