Кафедра тракторов и автомобилей

Дидманидзе Отари Назирович, академик РАН, д.т.н., профессор


Заведующий кафедрой

Контакты подразделения

(499) 976-10-14

127550, г. Москва, Лиственничная аллея, д. 7 (учебный корпус № 26)

6 ноября 2018 года приказом ректора кафедра «Тракторы и автомобили» была присоединена к кафедре «Автомобильный транспорт». А приказом ректора от 23 апреля 2019 года № 226 кафедру автомобильного транспорта с 03 июня 2019 года переименовали в кафедру тракторов и автомобилей.

Кафедра является выпускающей по следующим направлениям:

  • бакалавриат: Агроинженерия; Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов; Технология транспортных процессов.
  • магистратура: Агроинженерия; Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
  • аспирантура: Агроинженерия; Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.

Эта работа сопряжена с разработкой новых авторских курсов, особенно актуальных при подготовке магистров и аспирантов. Совершенствуется материально-техническая база кафедры, производится модернизация компьютерной техники, налаживаются контакты с предприятиями и организациями, позволяющими совершенствовать учебный процесс.

Штат профессорско-преподавательского состава на начало 2019-2020 учебного года насчитывает 19,3 штатных единицы, учебно-вспомогательного персонала 12 человек. В настоящее время на кафедре по очной и заочной форме обучается 6 аспирантов, 5 докторантов, 4 соискателя. В настоящее время на кафедре работает 7 профессоров, 12 доцентов. Остепененность кафедры составляет 95 %: 6 докторов и 14 кандидатов наук. Средний возраст профессорско-преподавательского состава кафедры составляет 49 лет, а с учетом учебно-вспомогательного персонала – 46 лет.

Основным направлением научной деятельности на кафедре является ресурсосбережение в сельскохозяйственном производстве и рациональное использование транспорта. Одним из основных путей снижения негативного влияния автомобиля на экологию является использование альтернативных экологически более чистых видов моторного топлива.

Большое внимание уделяется замещению традиционных дизельных топлив на газообразные и созданию комбинированных энергоустановок.

Начатые нами исследования дают возможность говорить о начале работы в рамках научного направления «Энергосберегающие системы на транспорте».

В этом направлении разработана концепция создания комбинированных энергоустановок для использования в тягово-транспортных средствах. Изготовлена экспериментальная модель комбинированной энергоустановки на базе автомобиля «Нива».

Дальнейшие исследования по этому направлению посвящены разработке мероприятий по обеспечению эффективной работы комбинированных энергоустановок, предназначенных для сельскохозяйственной техники. Нестационарный характер нагрузки сельскохозяйственных машин вызывает необходимость резервирования некоторой части мощности тракторного двигателя для преодоления систематически возникающих пиковых сопротивлений движению. Нами дано теоретическое обоснование и разработана концепция и принципиальная схема гибридного трактора.

Результатом научных исследований стало создание экономичного, экологически чистого и бесшумного электротрактора на базе самого популярного в сельском хозяйстве трактора Belarus-920.

В рамках исследований на кафедре мы открыли новое научное направление «Разработка транспортных и технологических процессов утилизации техники», весьма актуальное для нашей страны, где 60…70 % парка уже требует списания. По данной тематике разработаны программные и аппаратные средства управления процессами сбора отходов, списываемой техники, с учетом минимизации расходов на перевозку. Ведутся исследования по разработке технологических процессов утилизации различных видов техники на предприятиях технического сервиса.

Совместно с Санкт-Петербургским аграрным университетом научно обосновали и разработали концепцию использования в качестве газомоторного топлива сжиженного метана. В этом направлении разработали ряд конструктивных решений, а именно, предложили усовершенствованную систему электронного управления газового двигателя и систему непосредственного впрыска метана в камеру сгорания.

Еще одним направлением научной работы на кафедре является улучшение эксплуатационных показателей автомобилей путем совершенствования охлаждающих систем.

В настоящее время, на кафедре удалось сохранить систему обучения в специализированных аудиториях и лабораториях, и их оформление продолжает совершенствоваться. Хорошо оформленная специализированная аудитория позволяет студенту сразу при входе в неё погружаться в тему предмета и непроизвольно включаться в процесс обучения. А это дополнительный рычаг решения основной нашей задачи. Аудитории и лаборатории кафедры переоснащаются современной материальной частью, в чем оказывают помощь известные фирмы: Концерн «Тракторные заводы», AGCO, CLAAS, John Deere, где успешно работают наши выпускники. У нас с ними общие интересы. Им нужны квалифицированные кадры, хорошо знающие их технику и умеющие её правильно эксплуатировать, а нам необходимо готовить кадры на современной технике и тогда эти кадры будут востребованы в хозяйствах и на предприятиях нашей страны и за рубежом.

С 2002 года работает постоянно действующий семинар «Чтения академика В. Н. Болтинского», основное заседание которого традиционно проводится в конце января каждого года. Кроме основного заседания могут проводиться специализированные и выездные для рассмотрения отдельных значимых вопросов. На семинаре докладываются результаты работ ученых НИИ, вузов, аспирантов, магистров и студентов.

Кафедрой проводится активная работа по разработке и внедрению мультимедийных средств обучения в учебный процесс. Разработано более 40 мультимедийных, обучающих, расчетных и тестирующих программных средств. Большинство программ разработано студентами вуза под руководством преподавателей кафедры.

Современные технологии позволяют существенно ускорить процесс освоения нового материала, но без практических навыков этим знаниям сложно удержаться в сознании студента.

Результаты научно-практической работы студентов, магистров и аспирантов на кафедре докладываются на ежегодных студенческих конференциях и наиболее интересные разработки находят свое внедрение на кафедре.

В 2007 году по инициативе кафедры был организован студенческий отряд «АгроТех», который успешно работает и помогает кафедре в проведении учебной практики, обучая студентов навыкам вождения техники и показывая пример освоения профессиональных навыков. Подбор и воспитание коллектива отряда остается постоянной задачей сотрудников кафедры. Кроме того, отряд принимает активное участие в подготовке студенческих групп к студенческим олимпиадам аграрных вузов, на которых они занимают призовые места.