Главный аграрный для главной Победы! Продолжаем рассказ о жизни тимирязевцев в годы Великой Отечественной войны.
21 Май / 2025Занятия в Казахстане, регионе с резко континентальным климатом, суровой зимой и жарким летом, проходили в трудных условиях. Температура в учебных помещениях зимой иногда опускалась ниже нуля, замерзали чернила, писать можно было только карандашом, не хватало бумаги, городская электростанция часто отключала подачу энергии, но это никого не смущало. Несмотря на все трудности, читались лекции, проводились лабораторно-практические занятия, дипломное проектирование, производственное обучение. Занятия по теплотехнике, производству и распределению электроэнергии осуществлялись на местной тепловой электростанции, тем более что там было тепло и светло.
Весной и летом 1942 г. значительная часть студентов выехала на производственную практику на машинно-тракторные станции области, где москвичи работали трактористами, помощниками бригадиров и бригадирами тракторных бригад, механиками в мастерских. На этих работах студенты проявили себя с самой лучшей стороны, а заработанные деньги позволяли будущим инженерам обеспечивать их нужды в течение всей зимы.
Большинство студентов были вынуждены работать, так как стипендии было недостаточно для нормальной жизни. Работали не только по специальности, но и на погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожной станции, рисоочистительном заводе, монтерами на электростанции, механиками в машинно-тракторных станциях и других местах. В общежитии, где жили студенты, они сами изготавливали простейшую мебель, вёдра и тазы для воды. Хорошо, что среди учащихся нашлись умельцы работать топором, пилой, рубанком, молотком и паяльником. Сами студенты шили себе туфли из парусины, выданной им директором для этой цели. Многие девушки и юноши были регулярными донорами крови.
Изучение тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин проводилось на оборудовании местного техникума механизации сельского хозяйства и машинно-тракторной станции, расположенной рядом. Институт имел у себя привезённый из Москвы автомобиль ГАЗ-АА, двигатель которого сотрудники кафедры «Тракторы и автомобили» перевели работать на керосин. Доценты Б.Г. Тявкин, В.И. Анохин и Г.И. Трубников проводили практическое обучение студентов по вождению тракторов и автомобилей при выполнении хозяйственных работ, например на заготовках саксаула и на пахоте.
В январе 1942 г. по специальному решению военкомата Кзыл-Орды из числа студентов МИМЭССХ IV и V курсов, годных к строевой службе, было отобрано 86 студентов для учебы в Военной академии механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной армии имени И.В. Сталина. Новые слушатели были распределены по двум факультетам – танковому и автотранспортному. В последующем руководство МИМЭССХ неоднократно получало письма от начальника Военной академии механизации и моторизации Рабоче-крестьянской Красной армии имени И.В. Сталина генерал-лейтенанта Григория Николаевича Ковалева, сообщавшего, что студенты московского вуза показывали образцы дисциплинированности, активности и успеваемости.
В мае 1942 г. Московский институт механизации и электрификации социалистического сельского хозяйства имени В.М. Молотова провёл первый выпуск инженеров-механиков и электриков периода Великой Отечественной войны, а в ноябре 1942 г. состоялся второй выпуск. Получив дипломы, молодые инженеры направлялись в освобождённые от оккупации районы для восстановления разрушенного войной сельского хозяйства. Осенью 1943 г. состоялся третий выпуск инженеров, защита же дипломных проектов проходила уже в Москве, хотя основная часть института находилась ещё в Кзыл-Орде.
По материалам Монографии «Тимирязевская академия в годы Великой Отечественной войны».
Авторы: Ректор РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, академик РАН, профессор В.И. Трухачев,
Председатель Совета ветеранов РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, доктор экономических наук, профессор Ю.И. Агирбов,
Заведующий кафедрой истории РГАУ – МСХА им. К.А.Тимирязева, доктор исторических наук, доцент А.Б. Оришев.