Обеспечение продовольственной безопасности России напрямую зависит от развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения. В условиях устойчивого дефицита тракторной техники в стране, особую актуальность приобретает разработка инновационных решений. Именно такую стратегическую цель – создание нового поколения тракторов, отвечающих самым современным требованиям, – поставил ректор Тимирязевской академии, академик РАН, профессор Владимир Иванович Трухачев перед научным коллективом университета.
02 Июль / 2025Тимирязевская академия активно наращивает темпы реализации масштабного комплексного проекта по разработке гибридного сельскохозяйственного трактора. Этот проект объединяет усилия ведущих научных, образовательных и производственных организаций страны, стремящихся к созданию машины, которая бы сочетала в себе: экологическую безопасность за счет снижения углеродного следа и вредных выбросов отработавших газов, энергетическую эффективность и ресурсосбережение, соответствие цифровым и роботизированным технологиям, включая автоматизированный электропривод и современные системы управления.
Для воплощения этой цели делегация Тимирязевской академии посетила ООО «Торгово-производственную компанию МТЗ-Татарстан» (Республика Татарстан, промышленная площадка «Алабуга»). Эта компания выступает генеральным индустриальным партнером проекта, на базе которого будет проводиться сборка опытного и серийных образцов новой машины.
В состав делегации Тимирязевки вошли: академик РАН, заведующий кафедрой тракторов и автомобилей Отари Назирович Дидманидзе, руководитель Центра автотракторного машиностроения Роман Сергеевич Федоткин, доцент кафедры тракторов и автомобилей Виталий Алексеевич Крючков.
Делегацию принимали генеральный директор ООО «ТПК МТЗ-Татарстан» Алмаз Маратович Ахметов, технический директор Ильназ Ильгизович Мухаметзянов и главный инженер-технолог Ришат Нурфаязович Булатов.
По итогам встречи была определена концепция нового трактора, который будет разработан на базе серийно выпускаемой машины. Участники проекта выбрали наиболее эффективные технические решения для моторно-трансмиссионной установки и электромеханического привода, утвердили план совместных работ и наметили график научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В основе гибридного трактора лежит инновационный принцип: мощность от двигателя внутреннего сгорания передается на генератор, который, в свою очередь, приводит в действие тяговый электродвигатель. Последний непосредственно передает мощность на колёса трактора. Такая схема обеспечивает значительную топливную экономичность и существенное снижение вредных выбросов.
По мнению научного коллектива Тимирязевки, создание гибридного трактора позволит не только восполнить дефицит тракторов в стране, но и получить принципиально новую машину. Она будет обладать модульными конструктивными решениями для переоснащения и модернизации уже использующихся в парке тракторов, что особенно актуально после ухода с рынка зарубежных производителей.
Более того, реализация проекта – это неизбежный технологический шаг на пути создания полностью автономного и беспилотного трактора, что является одним из главных трендов мирового агропромышленного машиностроения. Особое внимание уделяется разработке тракторов малого тягового класса, дефицит которых наблюдается в стране, тогда как отечественные производители сосредоточены на выпуске энергонасыщенных машин.
Применение гибридного трактора в сельскохозяйственном производстве обещает существенное повышение производительности сельскохозяйственных работ, увеличение урожайности культур, снижение себестоимости продукции и тд.
Проект по созданию гибридного сельскохозяйственного трактора уже получил поддержку Российской академии наук и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, что подчеркивает его стратегическую значимость для страны.