Межкафедральный образовательный интенсив «Управление аграрным образованием в годы Великой Отечественной войны»

18 июня 2025 г. с 14 до 15 часов в зале «Чаянов» Центральной научной библиотеки имени Н.И. Железнова РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева в рамках проекта РНФ «История аграрного образования и науки в СССР» под руководством сотрудников кафедры истории ̶ кандидата политических наук, старшего преподавателя Тузина Антона Михайловича, кандидата исторических наук, доцента Грачева Андрея Борисовича, а также сотрудника кафедры управления ̶ кандидата экономических наук, доцента Ерошкина Сергея Юрьевича, состоялся образовательный интенсив кафедр истории и управления «Управление аграрным образованием в годы Великой Отечественной войны 1941-1945»

18 Июнь / 2025

В рамках интенсива студенты Академии детально ознакомились с состоянием управления и поддержания в надлежащем состоянии в СССР в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны важнейшей и поныне для любой страны мира отрасли народного образования на всех ее уровнях – от яслей до докторантуры.

Слушателям на интенсиве открылась живая картина суровых лет Великой Отечественной войны, когда среднему и высшему образованию пришлось столкнуться с небывалыми испытаниями. Школы и институты испытывали тяжёлые времена — молодежь призывалась на фронт либо отправлялась трудиться на заводах и фабриках тыла, преподаватели и профессора покидали аудитории ради военной службы или работы на предприятиях, обеспечивая страну необходимым оружием и продовольствием. Материально-техническое оснащение учебных заведений приходило в упадок, здания разрушались от бомбёжек, голод свирепствовал повсюду, одежда и обувь стали дефицитом огромной важности.

Советское государство принимало решительные меры, чтобы поддержать систему образования в столь тяжёлое время. Начиная с 1943-го года началась частичная демобилизация педагогов и учёных из армии, позволяя вернуться преподавателям и учителям обратно в классы и лаборатории, где их знания были необходимы больше всего. Вузы эвакуировали в глубокую провинцию, спасая ценнейшие библиотеки, коллекции научных работ и лабораторное оборудование. Постепенно повышались стипендии учащимся, увеличивалось количество социальных пособий и льгот — эти скромные средства давали надежду многим студентам пережить страшную эпоху.

Но самое важное было впереди — военные дисциплины прочно вошли в программу всех школ, техникумов и институтов. Юноши и девушки проходили военную подготовку, усваивали основы тактической науки, изучали оружие и технику. Политическая агитация стала обязательной частью образовательного процесса — учащиеся распространяли патриотические листовки среди населения, убеждали народ в неизбежной победе над врагом. Так страна готовила новое поколение патриотов, готовых защитить Родину ценой собственной жизни, одновременно создавая будущее возрождённой великой державы.

Общее руководство проектом осуществлял заведующий кафедрой истории, руководитель научного коллектива по гранту РНФ «История аграрного образования и науки в СССР» А.Б. Оришев